Данный раздел посвящен ключевым историческим событиям и символам, составляющим историко-символическую основу российской государственности. Сквозной нитью раздела проходит принцип единства исторического процесса развития российского государства с учетом происходивших трансформационных и институциональных изменений в разные исторические периоды.
В этот блок вошли памятные даты, связанные с зарождением русской государственности освобождением Руси от ордынской зависимости, становлением Московского царства, Российской империи, образованием Советского Союза, провозглашением государственного суверенитета России, а также даты, относящиеся к утверждению современной государственной символики Российской Федерации (гимн, флаг, герб).
21 сентября 862 года традиционно считается точкой отсчета отечественной государственности, когда произошло событие, получившее в историографии условное название «призвание варягов».
Согласно описанию в древнерусском летописном своде «Повесть временных лет», в 862 году произошел акт добровольного соглашения славянских и угро-финских племен, договорившихся ради прекращения междоусобиц призвать в качестве правителя «человека со стороны», не связанного ни с одним из местных кланов, который должен был выполнять функции третейского судьи, «судить по праву», то есть по закону. Приглашенным правителем стал князь Рюрик, положивший начало первой русской династии, правившей страной более семи веков.
Русский историк Н.М. Карамзин писал, что российская государственность изначально утвердилась не «мечом сильных», а с «общего согласия граждан». Схожую оценку давал и историк С.М. Соловьев: «Призвание первых князей имеет великое значение в нашей истории, есть событие всероссийское, и с него справедливо начинают русскую историю. Главное, начальное явление в основании государства, это соединение разрозненных племен через появление среди них сосредотачивающего начала — власти. Северные племена, славянские и финские, соединились и призвали к себе это сосредотачивающее начало, эту власть».
В 1852 году император Николая I Высочайшим Указом утвердил событие 862 года в качестве «начального события российской государственности». В год юбилея российского государства в 1862 году был открыт монумент «Тысячелетию России» в Великом Новгороде.
Спустя 150 лет, в 2012 году в Великом Новгороде было торжественно отмечено 1150-летие зарождения российской государственности. В 2022 году в памятный день в ходе выступления Президент России В.В. Путин сказал: «Великий Новгород, Рюриково городище, Старая Ладога, Изборск — всё это колыбель Руси, исток нашей цивилизации и нашего государства, нашей культуры, просвещения».
Упоминание Старой Ладоги неслучайно. В последнее время всё чаще звучит мнение о том, что именно Старая Ладога является древнейшей столицей Руси, датой основания которой условно считается 753 год.
Древняя история нашей страны ещё ждёт своих исследователей.
4 апреля 1147 года датируется первое письменное упоминание о Москве в Ипатьевской летописи: «И прислал Гюрги и рече:“Приди ко мне, брате, в Московъ”». В этот день князь Суздальский Юрий Владимирович Долгорукий устроил знаменательный пир в честь князя Новгород-Северского Святослава Ольговича.
Поселение на месте Москвы существовало задолго до XII века, однако дата, зафиксированная летописцем, стала началом истории города. Князь Юрий Долгорукий считается основателем Москвы.
В 1263 году, согласно завещанию Александра Невского, в удел его младшему сыну Даниилу Александровичу было выделено небольшое Московское княжество, входившее в Великое княжество Владимирское.
Постепенно разворачивался процесс укрупнения некогда маленького княжества, вокруг которого объединяются русские земли. Этот процесс трансформации Москвы растянулся на несколько столетий. В 1325 году Митрополит Петр перенес свою резиденцию в Москву по просьбе великого князя Иоанна Калиты и стал первым из митрополитов, постоянно пребывавшим в Москве. Москва стала религиозным центром Руси.
Старший сын Дмитрия Донского унаследовал титул «великий князь», но уже в актах, относящихся к периоду правления Василия Дмитриевича, указывается титул «великий князь всея Руси». Василий II именовался титулом «господарь всея Руси». К концу XIV века Москва являлась столицей независимого единого государства.
Падение Константинополя в 1453 году привело к тому, что Москва стала единственным оплотом православия. Преемственность центров истинной веры и единоличной власти была символически закреплена браком Ивана III с византийской принцессой Софьей Палеолог, принятием московским князем титула «Божьей милостью государь всея Руси».
В посланиях старца Филофея (1523-1524 годы) была выдвинута идея об особой всемирно-исторической миссии Руси, в соответствии с которой князь являлся последним защитником православной веры, а Москва считалась Третьим Римом («а четвёртому не бывать»).
В XVIII столетии Петр I перенёс столицу в Санкт-Петербург, однако Москва оставалась крупнейшим деловым и культурным центром. Российские императоры, сохраняя традицию, проводили церемонии венчания в Успенском соборе Московского Кремля.
Статус столицы был возвращен Москве в 1918 году. На протяжении XX века городу предстояло пережить множество перемен. Москва была не только центром огромной страны, но и выполняла роль центра международного рабочего движения, должна была олицетворять идеальную столицу первого государства рабочих и крестьян.
Сегодня Москва – столица, политический, экономический и культурный центр, хранительница традиций и символ единства Российской Федерации.
11 ноября 1480 года завершилось противостояние между войсками великого князя Ивана III и хана Ахмата на реке Угре, что ознаменовало освобождение Руси от ордынской зависимости.
С начала 1470-х годов Иван III проводил вполне независимую внешнюю политику. Летом 1472 года хан Ахмат осуществил поход на Русь, но потерпел неудачу. В 1476 году Иван III прекратил уплату дани хану Большой Орды. Хан Ахмат потребовал возобновить уплату дани, на что Иван III ответил решительным отказом. После этого Ахмат вновь решил силой принудить Москву вновь платить дань Большой Орде и начал подготовку к большому походу на Русь.
Московский князь успел выдвинуть войска, которые встретили Орду на реке Угре. Попытки ордынцев переправиться через Угру были пресечены встречными обстрелами княжескими войсками, но и Иван III тоже не мог начать наступление. Обе стороны ждали подкрепления. Отсюда и возникло название «стояние на Угре» – стороны, по сути, стояли на месте.
Хан Ахмат рассчитывал на содействие со стороны литовского князя Казимира IV, однако того атаковал союзник Ивана III крымский хан Менгли I Гирей, тем самым сковав военные силы Казимира. Ахмат не решился наступать в одиночку, резервных войск у него не было, и решил уйти.
Стояние на Угре завершилось 11 ноября 1480 года. По широко распространённому мнению именно с этого дня Русь освободилась от внешней зависимости. Главным итогом Стояния на реке Угре считается то, что Великое Московское княжество обрело полноценный суверенитет.
Историк Н.М. Карамзин так описал дальнейшие события: «Иоанн, распустив войско, с сыном и с братьями приехал в Москву славословить Всевышнего за победу, данную ему без кровопролития. Он не увенчал себя лаврами как победитель Мамаев, но утвердил венец на главе своей и независимость Государства».
25 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Ивана IV. Церемония была проведена московским митрополитом Макарием.
Царское венчание явилось актом большого политического значения для России. Титул царя свидетельствовал о самодержавном характере власти его обладателя. До 1547 года русский правитель титуловался великим князем. Наименование главы государства царем уравнивало его с западными монархами, так как титул «царь» соответствовал латинскому титулу императора.
Чин венчания получил статус грандиозного церковно-государственного ритуала. Церемония проходила в присутствии высших чинов церковной иерархии, государева двора, царских родственников, феодальной знати и при большом стечении народа.
Венчание на царство было схоже с венчанием великим князем Иваном III своего внука Дмитрия в 1498 году, но церемониал был расширен и усложнен. Прежде всего, изменения касались состава регалий, куда наряду с первыми официальными регалиями Древней Руси — бармами и Шапкой Мономаха, был включен возлагавшийся на будущего государя «крест честной животворящий», то есть крест, содержавший, как считали, частицу креста, на котором был распят Иисус Христос.
Нововведения в церемониал были ориентированы на формирование представлений современников о статусе и полномочиях монаршей власти. В обряд были заложены современные идеи о власти, церковно-государственных и общественных отношениях. Широко использовались исторические и библейские сюжеты для формирования образа великой державы, придавая московской династии важное значение в истории христианской Церкви и христианской государственности.
После падения в 1453 году Византийской империи автокефалия Русской Церкви стала свершившимся фактом. Российское государство с центром в Москве выступило в качестве своеобразного преемника Византийской империи. Теоретически эта трансформация была сформулирована в доктрине «Москва — Третий Рим» настоятелем псковского Спасо-Елеазарова монастыря старцем Филофеем в 1523-1524 гг. В ней была выведена знаменитая формула Третьего Рима — последнего православного царства, которым стала Московская Русь: «…Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».
Укоренение на русской почве идеи перехода к московским государям вселенского царского достоинства византийских императоров явилось важной вехой в цивилизационной истории российского народа, осознавшего себя последним носителем православной государственности.
2 ноября 1721 года в Санкт‑Петербурге в церкви Святой Троицы в присутствии государственных деятелей, военачальников, духовенства и иностранных послов Пётр Первый принял титул императора Всероссийского: «…именем всего народа Российского просить, дабы изволил принять, по примеру других, от них титул: Отца Отечествия, императора Всероссийского, Петра Великого».
Под залпы орудий Адмиралтейства, Петропавловской крепости и введённых в Неву 125 галер Россия стала Империей.
Непосредственным поводом к этому послужило подписание Ништадтского мирного договора по итогам победоносного завершения Северной войны. Россия стала крупнейшим сухопутно-морским региональным государством Северной и Восточной Европы, получила выход к Балтийскому морю, присоединила новые территории.
По мнению российского историка С.П. Карпова, «именно с Ништадтского мира Россия стала ведущей мировой державой. Это историческое событие важно для национального самосознания. Важно нам самим понять, что Россия с этого момента самоопределилась не просто как монархия и автократия, а как огромное универсалистское наднациональное державное государство с миссионерскими задачами, не только религиозными, но и геополитическими по отношению ко всем своим территориям».
В присоединённых Эстляндии и Лифляндии гарантировалась свобода лютеранству и немецкому языку. Были сохранены привилегии остзейского дворянства и городов и восстановлена упраздненная шведами автономия.
Провозглашение имперского статуса запустило процесс трансформации сознания российского народа — возникли новые ассоциации, формировались связи между римскими и западноевропейскими политическими обычаями, образами и символами, установками эпохи Московской Руси и идеями нового времени. Постепенно укоренялось осмысление страны как внутри, так и во внешнем мире через призму «Россия — империя».
Российская империя представляла огромное пространство с этноконфессиональным и социокультурным многообразием. Как писал в конце XVIII веке ученый А.К. Шторх, «ни одно другое государство на земле не содержит такой мешанины и такого многообразия населяющих его жителей, русские и татары, немцы и монголы, финны и тунгусы проживают здесь в невероятном отдалении друг от друга и под различными небесами как сограждане одной державы, одного государства, спаянные друг с другом политическим устройством страны, но до крайних контрастов различные и непохожие друг на друга по их физической природе, языку, религии, образу жизни и нравам».
30 декабря 1922 года на I Всесоюзном съезде Советов были подписаны Декларация и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик.
Докладчиком по вопросу рассмотрения декларации об образовании союза советских социалистических республик на съезде был И.В. Сталин. В своей речи он провозгласил: «Сегодняшний день является днем торжества новой России, разбившей цепи национального угнетения, организовавшей победу над капиталом, создавшей диктатуру пролетариата, разбудившей народы Востока, вдохновляющей рабочих Запада, превратившей красный стяг из знамени партийного в знамя государственное и собравшей вокруг этого знамени народы советских республик для того, чтобы объединить их в одно государство, в Союз Советских Социалистических Республик, прообраз грядущей Мировой Советской Социалистической Республики».
Договор об образовании СССР был подписан главами делегаций Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР), Украинской Советской Социалистической Республики (УССР), Белорусской Советской Социалистической Республики (БССР) и Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики (ЗСФСР).
В Декларации об образовании СССР отмечалось, что принципами объединения в Союз выступают добровольность и равноправие его субъектов, а доступ в него открыт для всех советских республик — как существующих, так и могущих возникнуть в дальнейшем. Состав Советского Союза менялся в результате вступления других республик.
В 1924 году была принятая первая Конституция СССР, в которой образование Союза ССР объявлялось «новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в мировую социалистическую Советскую Республику».
Образование Советского Союза по своей значимости и последствиям занимает одно из выдающихся мест в мировой истории. Цели «строителей нового мира» были грандиозны — осуществить всемирно-историческую миссию по преобразованию мирового сообщества на принципах коммунизма, создать справедливый мир, воспитать «человека новой формации» на основе материалистического мировоззрения, сделать человека хозяином природы, освободить народы от колониализма и угнетения.
12 июня 1990 года I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
Декларация принималась в условиях, когда республики СССР одна за другой становились независимыми, в период так называемого «парада суверенитетов». В тексте документа было сказано следующее:
«Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами.
Суверенитет РСФСР — естественное и необходимое условие существования государственности России, имеющей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции. Носителем суверенитета и источником государственной власти в РСФСР является ее многонациональный народ».
Провозглашался приоритет конституции и законов российской республики над законодательными актами Советского Союза, были утверждены равные права для всех граждан, политических партий и общественных организаций, принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, необходимость существенного расширения прав регионов.
В 1994 году дата 12 июня была объявлена государственным праздником — Днем принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Впервые праздник отмечался в 1995 году. В Кремле в этот день состоялась первая церемония вручения государственных премий в области науки и технологий, литературы и искусства. В последующие годы вручение государственный премий 12 июня стало традицией, а сам праздник с 2002 года стал официально именоваться «Днем России».
Для России понятие суверенитета остается ключевым элементом государственного устройства. Обладание реальным суверенитетом является одним из основополагающих условий существования государства. Государственный суверенитет гарантируется Конституцией Российской Федерации.
В 2022 году в ходе праздничных мероприятий в честь празднования 1160-летия зарождения российской государственности Президент России В.В. Путин отметил: «Суверенитет — это гарантия свободы каждого, и в нашей традиции, человек не может чувствовать себя по-настоящему свободным, если не свободен его народ, Отечество, Россия, Родина».
22 августа отмечается день государственного флага — одного из главных символов России. Этот праздник был установлен на основании Указа Президента «О Дне Государственного флага Российской Федерации» «в целях воспитания у нынешнего и будущих поколений граждан России уважительного отношения к государственным символам».
Впервые трехцветный флаг был поднят в мае 1669 года над палубой первого в России военного корабля «Орёл», построенного по государственному заказу.
В центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге хранится флаг-триколор, поднятый Петром I на яхте «Святой Пётр» в 1693 году, под которым молодой царь вышел из Архангельска в свое первое морское плавание.
В 1858 году Александр II утвердил государственный флаг с «гербовыми цветами Империи»: «Расположение сих цветов горизонтальное, верхняя полоса черная, средняя желтая (или золотая), а нижняя белая (или серебряная)». Тем не менее бело-сине-красный также позиционировался как национальный флаг. Таковым был окружен памятник А.С. Пушкину, открытый к его дню рождения в 1880 году, памятник гренадерам, павшим под Плевной, использовался в русско-японскую войну и т.д.
Накануне коронации Александра III вышло Высочайшее повеление о флагах, которое разрешало использовать «исключительно русский флаг»: «в тех торжественных случаях, когда признается возможным дозволить украшение зданий флагами, был употребляем исключительно русский флаг, состоящий из трех полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цветов…».
В 1896 году Николаем II триколор был объявлен национальным флагом. Тогда же были осуществлены попытки объяснить символику его цветов церковными образами и моральными категориями. Историк искусства А.И. Успенский приводил следующее описание: белый обозначает нетленное совершенство, мир, чистоту, правду, благородство, совершенство, невинность; красный — символизирует отвагу, войну, защиту веры и бедных людей, героизм, великодушие, кровь, самопожертвование, огонь, смертный бой; синий обозначает небо, целомудрие, верность, духовность, веру.
В 1918 году специальным декретом в качестве флага Российской Республики было определено Красное Знамя с надписью: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика». В советский период полотнище включало изображение золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды.
После распада СССР был возвращен петровский флаг «в связи с восстановлением 22 августа 1991 г. исторического российского трехцветного государственного флага, овеянного славой многих поколений россиян…».
30 ноября 1993 года «в целях восстановления исторической символики Российского государства и принимая во внимание, что Государственный герб Российской Советской Федеративной Социалистической Республики утратил свое символическое значение» был утвержден современный герб России.
Герб — это один из государственных символов. Каждый элемент герба наделен определенным значением, а общая композиция должна давать представление о стране и ее истории, о политическом устройстве и народе. Герб России — это особая эмблема, выполненная в соответствии с геральдическими канонами.
Ключевым элементом российского герба является двуглавый орел. Двуглавый орел как символ появляется в 1497 году на печати великого князя Ивана III. Этот образ, означающий власть, появился ещё в III тысячелетии до н.э. в древнешумерской культуре. Символ стал государственной эмблемой в некоторых европейских странах, в том числе у императора Священной Римской империи.
Официальное описание герба было дано в 1667 году в именном указе царя Алексея Михайловича: «Орел двоеглавный есть герб державный, Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, Его Царского Величества Российского Царствия, на котором три коруны изображены, знаменующие три великие, Казанское, Астраханское, Сибирское, славные Царства… на персях изображение наследника; в пазноктях скипетр и яблоко, и являют милостивейшего Государя, Его Царского Величества Самодержца и Обладателя».
Герб российского государства неоднократно менялся. После революционных событий в Конституции РСФСР был утвержден новый герб, не имеющий отношения к предыдущим, на котором были размещены золотые серп и молот на красном фоне в лучах солнца. Как писал об этом символе философ А.Ф. Лосев: «это есть такой знак, который волнует умы, зовёт к подвигам, двигает народными массами и вообще является не просто знаком, но конструктивно-техническими принципом для человеческих действий и волевой устремленности, для построения новой жизни и для переделывания действительности из старой в новую». Этот герб лёг в основу советской символики.
Современное описание герба и порядок официального использования были утверждены Федеральным конституционным законом «О Государственном гербе Российской Федерации» в 2000 году.
24 марта 2001 года был официально утвержден текст гимна Российской Федерации. Гимн является одним из основных государственных символов. Данный символ олицетворяет национальный суверенитет и самобытность государства.
Государственная символика основана на истории и культуре нации. Исторические перемены в стране отражались на символической стороне российского государства. Ключевые образы переосмысливались и актуализировались.
В разные периоды истории России в качестве гимна исполнялись различные произведения. В допетровское время церковные песнопения выступали важнейшим элементом официального церемониала. Эту традицию прервал Петр I, введя в использование на торжественных церемониях «Марш Преображенского полка».
Отечественная война 1812 года была сопряжена с подъемом патриотических чувств, что нашло отражение в различных сферах искусства. В 1813 году Филармоническое общество устроило концерт в честь инвалидов, которые проявили мужество и внесли большой вклад в исход Отечественной войны. В этот день впервые прозвучала «Песнь русскому царю» — произведение на слова А.Х. Востокова. Именно это сочинение стало прообразом государственного гимна Российской империи «Боже, Царя храни!», исполнявшегося с 1833 по 1917 годы.
После падения монархической власти Временное правительство изменило государственный гимн России. В качестве гимна использовалась произведение называлось «Рабочая Марсельеза». После Октябрьской революции 1917 года в качестве гимна использовался пролетарский гимн «Интернационал», слова которого были переведены на русский язык. С 1922 году он стал гимном Союза Советских Социалистических Республик.
В годы Великой Отечественной войны была утверждена новая версия гимна на музыку А.В. Александрова и текст гимна С.В. Михалкова и Эль-Регистана. Гимн отражал господствующие идеологические воззрения. После осуждения «культа личности» Сталина на XX съезде КПСС 1956 году в качестве гимна исполнялась только музыка без словесного сопровождения. В 1977 году гимн был принят в обновленной редакции.
В 1990 году в качестве собственного гимна РСФСР было утверждено произведение «Патриотическая песня» без текстового сопровождения.
После распада Советского Союза на повестку дня вновь вернулся вопрос об утверждении новой официальной государственной символики. Однако в 90-е годы не удавалось найти компромиссный вариант. Только в конце 2000 года было принято новое законодательство о государственных символах, в том числе о гимне.