В данный раздел включены даты социальной направленности, а также события, имевшие ключевое (определяющее) значение для России. Институциональная и духовно-нравственная система современного российского общества базируется на основных ценностях, разделяемых большинством граждан России.

Данный раздел сформирован с учетом Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», в котором раскрывается содержание понятия «традиционные ценности», а также сформирован перечень: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России[1].

С учетом значимости семьи для каждого человека и общества в целом, в последние годы на государственном уровне было утверждено несколько праздничных дат, призванных содействовать укреплению института семьи (День отца; День матери; День семьи, любви и верности). Не меньшее значение институт семьи имеет и для формирования гражданской идентичности, учитывая фундаментальное значение воспитания в семье.

Также в раздел вошли даты, связанные с мировоззренческим выбором России – принятием православной веры, героическим подвигом всего народа – победой в Великой Отечественной войне, единством российского народа в отстаивании независимости и преодолением смуты, социальным служением и жертвенностью, а также раскрытием культурного наследия в народных промыслах.

[1] Указ Президента Российской Федерации от 09 ноября 2022 г. №809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

28 июля в России отмечается День Крещения Руси — памятная дата, установленная в честь «важного исторического события, оказавшего значительное влияние на общественное, духовное и культурное развитие народов России и на укрепление российской государственности».

В отношении обстоятельств и времени крещения князя Владимира в древнерусских источниках нет единства. Согласно «Корсунской легенде» — преданию, которое с рубежа XI-XII веков вошло в древнерусское летописание, а затем и в Житие св. Владимира, князь принял крещение в крымском поселении Корсунь (ныне территория города Севастополь) в 988 году.

Крещение князя и Древнерусского государства представлено в источниках в сложном международном контексте, прежде всего в связи с тесным военно-политическим союзом с Византией. Летописное сказание об «испытании вер» князем Владимиром повествует о посольствах от мусульман из Волжской Булгарии, от иудаизированных хазар, и Византии, убеждавших князя принять их веру. Владимир отправил собственные посольства «в болгары», «в немцы», «в греки», чтобы «испытать их службу». После возвращения посольств он остановил свой выбор на христианстве византийского обряда, поразившего послов красотой богослужения.

«Вспомним, что испытание вер имело в виду не то, какая вера красивее, а то, какая вера истинная. А главным аргументом истинности веры русские послы объявляют ее красоту. И это не случайно! Именно в силу этого представления о примате художественного начала в церковной и государственной жизни первые русские князья-христиане с таким усердием обстраивают свои города, ставят в них центральные храмы», — отмечал академик Д.С. Лихачев.

Термин «крещение Руси» также обозначает длительный процесс постепенного проникновения христианства в Древнерусское государство в IX-X веках и христианизации населения, продлившийся десятилетия, а в некоторых областях — не одно столетие после крещения князя Владимира.

«Если круг верований, связанных с высшим языческим пантеоном, был сразу отброшен, то низший уровень народно-религиозного языческого сознания Церковь не смогла отменить. Она лишь постепенно вносила в него христианские идеи, подчас истолковывая новую веру через образы старой. Так произошло, в частности, с дохристианским культом “матери-земли — кормилицы”, ставшим впоследствии одной из важнейших смысловых категорий русской идеи», — пишет историк А.В. Логинов.

Крещение Руси предстаёт как целенаправленный выбор князя Владимира, обусловленный религиозными исканиями и комплексом внутри- и внешнеполитических причин. Крещение Руси стало предпосылкой к появлению государственно-идеологического и культурного единства Древнерусского государства.

4 ноября в России отмечается День народного единства. Праздник был учрежден в 2005 году: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения … продемонстрировали образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

После смерти в 1598 году последнего царя из династии Рюриковичей Федора Иоанновича и его младшего брата Дмитрия трон занял боярин Борис Годунов. Однако для знати его права на высшую власть являлись нелегитимными. Этим воспользовались самозванцы, выдававшие себя за погибшего царевича Дмитрия. В стране начался политический кризис, получивший название Смутного времени.

В 1609 году польский король Сигизмунд III начал против России военную интервенцию. Значительная часть страны оказалась под контролем польско-литовских отрядов.

В течение этого периода на царском троне успели сменить друг друга Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, Борис Шуйский. В 1610 году власть перешла к союзу бояр во главе с Федором Мстиславским — Семибоярщине. Именно они впустили в Москву армию польского короля Сигизмунда III и признали царем его сына Владислава.

После провалившихся попыток первого ополчения освободить страну от иностранных интервентов было сформировано второе – под предводительством Минина и Пожарского. Центром нового освободительного движения стал Нижний Новгород, а его зачинателем — посадский человек Кузьма Минин.

В 1612 году народное ополчение, созданное в Нижнем Новгороде для освобождения русских земель от иноземных захватчиков, взяло штурмом Китай-город и изгнало польские войска.

Этим завершился период Смутного времени в России. Через несколько месяцев Земский собор, куда входили представители всех сословий страны: дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, крестьяне и делегаты от русских городов, избрали нового царя — представителя династии Романовых Михаила Федоровича.

Изгнание польских интервентов из Москвы и завершение Смуты имели большое значение для российского государства. Воцарение новой династии помогло стране вернуть стабильность, вновь нарастить военную и экономическую мощь, а также сохранить самобытность традиций и культуры.

4 ноября 1612 года является символом единства граждан России, их стремления к независимости и любви в Родине.

9 декабря в России отмечают День Героев Отечества. Этот праздник приурочен ко Дню Георгиевских кавалеров, который отмечался в Российской империи с 1769 года. Тогда Екатерина II учредила орден Святого Георгия Победоносца для воинов, проявивших в бою доблесть, отвагу и смелость. С 2007 года 9 декабря чествуют Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, кавалеров ордена Святого Георгия Победоносца и ордена Славы.

Орден Святого Георгия Победоносца был военным знаком отличия и предназначался для награждения только воинских чинов «за храбрость, ревность и усердие к воинской службе и для поощрения в военном искусстве».

По значимости орден, разделенный на четыре степени, был высшей боевой наградой России. Любая степень ордена Святого Георгия давала права потомственного дворянина. В его статуте было записано: «Ни высокий род, ни прежние заслуги, ни полученные в сражениях раны не приемлются в уважение при удостоении к ордену Святого Георгия за воинские подвиги; удостаивается же оного единственно тот, кто не только обязанность свою исполнял во всем по присяге, чести и долгу, но и сверх сего ознаменовал себя на пользу и славу Российского оружия особенным отличием».

Черно-оранжевые цвета Георгиевской ленты стали в России символом военной доблести и славы, перейдя на ордена и медали Советского Союза и Российской Федерации.

С 1849 года имена Георгиевских кавалеров начали записывать на мраморных стенах Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца. Полных кавалеров ордена Святого Георгия было всего четверо – князь, генерал-фельдмаршал Михаил Голенищев-Кутузов; князь, генерал-фельдмаршал Михаил Барклай-де-Толли; граф, генерал-фельдмаршал Иван Дибич-Забалканский и граф, генерал-фельдмаршал Иван Паскевич-Эриванский.

Главная награда современной России — звание Герой Российской Федерации — была установлена Законом Российской Федерации от 20 марта 1992 года. Звание Героя Российской Федерации присваивается Президентом Российской Федерации за заслуги перед государством и народом, связанные с совершением героического подвига.

Звание Героя Российской Федерации впервые было присвоено лётчику-космонавту Сергею Константиновичу Крикалёву, совершившему космический полёт на орбитальной станции «Мир» длительностью 312 суток, и генерал-майору авиации Суламбеку Сусаркуловичу Осканову, погибшему при выполнении тренировочного полёта на истребителе МиГ-29 (посмертно). Лётчик смог отвести от села падающий самолет, на самому спастись не удалось.

20 апреля 1832 года в Санкт-Петербург было сделано первое переливание крови в России. Младший городской акушер Андрей Мартынович Вольф спас роженицу, осуществив переливание крови от ее мужа.

По результатам нескольких проведенных операций, А.М. Вольф сделал вывод, что при сильных кровотечениях нет другого средства как переливание крови: «важность его очевидна, ибо можно решительно сказать, что никакие средства, как бы они ни были раздражительны, не могут оказаться достаточными, чтобы возвратить угасающую жизнь в таком теле, которое лишается своего жизненного сока и когда истощенный кровью организм не иначе может быть восстановлен, как помощью своего настоящего возбудителя (pabulum vitae), т.е. живою кровью».

В это время статистика переливания крови не велась. Исследователь, врач Л.С. Шайкевич в 1876 году упоминал о 527 случаях, из которых были успешными 186 (35,3%), а временное улучшение после операции наблюдалось в 63 случаях (12%). Переливание крови производилось при острой и хронической анемии, при отравлениях, инфекционных, душевных и других болезнях. Особое внимание уделялось значению переливания крови в военно-полевой хирургии.

В 1926 году в Москве был создан первый в мире научно-практический Институт переливания крови. К 1941 году в стране было создано 7 институтов, 170 станций и 1778 кабинетов переливания крови. За годы Великой Отечественной войны было произведено более 8 миллионов гемотрансфузий, что спасло миллионы жизней.

С 2007 года в России отмечается один из важных социальных праздников – Национальный день донора. Слово «донор» происходит от латинского слова «donare» – «дарить, жертвовать».

Донорское движение активно развивается в России. По всей стране работают учреждения службы крови, также создан стратегический донорский запас замороженных эритроцитов и плазмы. Сегодня существует донорство цельной крови, тромбоцитов, плазмы и стволовых клеток.

Дарить свою кровь, чтобы помочь выздороветь незнакомым людям, – это важный шаг для тех, кто понимает, что реальная помощь другим является основой нашей жизни. Переливание крови по-прежнему остается единственной возможностью спасения для многих людей. Каждый третий житель планеты хотя бы раз в своей жизни нуждается в переливании крови.

День Победы – это день воинской славы и всенародный праздник в Российской Федерации. Праздник Победы был установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1945 г. «в ознаменование победоносного завершения Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков и одержанных исторических побед Красной Армии, увенчавшихся полным разгромом гитлеровской Германии, заявившей о безоговорочной капитуляции».

8 мая 1945 г. в 22:43 по центральноевропейскому времени (9 мая в 00:43 по московскому времени) был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооружённых сил. От имени германского Верховного главнокомандования акт подписали начальник штаба верховного главнокомандования вермахта генерал-фельдмаршал В. Кейтель, главнокомандующий военно-морскими силами адмирал флота фон Фридебург, генерал-полковник авиации Г.Ю. Штумпф. Советский Союз представлял заместитель Верховного главнокомандующего маршал Советского Союза Г.К. Жуков, союзников — главный маршал авиации Великобритании А. Теддер.

9 мая 1945 года в 21 час 55 минут Ю.Б. Левитан зачитал в радиоэфире текст приказа Верховного главнокомандующего: «8 мая 1945 года в Берлине представителями германского верховного командования подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил. Великая Отечественная война, которую вёл советский народ против немецко-фашистских захватчиков, победоносно завершена, Германия полностью разгромлена».

Газета «Правда» сообщала: «Девятое мая! Никогда не забудет этого дня советский человек. Как не забудет он 22 июня 1941 г. Между этими датами прошло как бы столетие. И как бывает в народном эпосе, за это время сказочно вырос советский человек. Он вырос так, что красноармеец, стоящий у развевающегося знамени в Берлине, виден всему миру. Мы не ждали двадцать второго июня. Но мы жаждали, чтобы наступил день, когда последний удар свалит с ног чёрное чудовище, оскорблявшее жизнь. И мы нанесли этот удар… Невероятно радостно на душе сегодня. И ночное небо над Москвой, кажется, излучает отражение той радости, какой полна советская земля. Мы были свидетелями событий, о которых можно писать тома. Но мы сегодня вмещаем их все в одно слово: победа!..».

Путь длинною в 1418 дней и ночей. Путь, на котором погибли около 27 миллионов советских граждан, полностью или частично разрушены 1710 городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень. Советский народ выдержал и преодолел беспрецедентное испытание. Отечественная война, трагедией вошедшая почти в каждую семью, была завершена великой победой.

День добровольца (волонтера) в России отмечается 5 декабря. Дата была установлена Указом Президента Российской Федерации от 27 ноября 2017 года. Документ принят в соответствии с резолюцией Генеральной ассамблеи ООН от 17 декабря 1985 года, в которой эта дата объявлена Международным днем добровольца во имя экономического и социального развития.

В XVIII веке в России впервые появились благотворительные заведения, которые заложили фундамент российской системы социальной опеки. Правление Петра I считается отправным пунктом в возникновении государственной политики поощрения благотворительности. Были созданы богадельни для престарелых и приютов для «подкидных» младенцев в губернских городах.

Системное законодательство в области благотворительности стало создаваться в годы правления Екатерины II. Были проведены административные реформы, обеспечившие стимулы для развития светской филантропии на местном и губернском уровне.

К началу XX века сформировалась широкая сеть благотворительных заведений, включавшая такие крупные организации как, например, Попечительство о трудовой помощи и Российское общество Красного Креста. Государственная власть поддерживала филантропическую деятельность.

Волонтерское движение в России имеет давнюю историю и сегодня активно развивается, становится все более масштабным. Знаковыми событиями, которые способствовали развитию волонтерского движения, стали олимпийские и паралимпийские игры, прошедшие в Сочи в 2014 году, чемпионат мира по футболу 2018 года и другие мероприятия. На Олимпийских играх в Сочи работали 25 тысяч волонтеров, на Паралимпиаде – свыше восьми тысяч, более 15 тысяч волонтеров было задействовано на чемпионате мира по футболу в России.

Сегодня добровольческая (волонтерская) деятельность охватывает самые различные направления: социальная поддержка граждан; участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий; содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов; содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности; участия граждан в поиске лиц, пропавших без вести; участия в проведении мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества; и многие другие.

8 июля отмечается День семьи, любви и верности. Праздник был установлен в 2022 году «в целях сохранения традиционных семейных ценностей и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи».

Праздничная дата приурочена ко дню памяти святых князя Петра Муромского и его жены Февронии, покровительствующих семье и браку в православной традиции. Символом Дня семьи является ромашка — полевой цветок, самый распространённый в это время года в России, символизирующий чистоту и мечты о любви и верности.

Семья занимает высоко значимое место в структуре ценностей, а семейные роли являются важными компонентами самосознания. Семья является основой общества, выступает главным механизмов общественного развития путем накопления и передачи будущим поколениям опыта, традиций и базовых ценностей.

В статье 38 Конституции Российской Федерации указано: «материнство и детство, семья находятся под защитой государства». Повышение социальной значимости семьи и укрепление брачно-семейных отношений имеет непосредственное отношение к процветанию страны.

Государственная семейная политика предполагает сохранение традиционных семейных ценностей и повышение роли семьи в жизни общества. В России крепкая семья относится к числу традиционных ценностей, которые составляют «основу российского общества, позволяющую защищать и укреплять суверенитет России, обеспечивать единство нашей многонациональной и многоконфессиональной страны, осуществлять сбережение народа России и развитие человеческого потенциала».

2024 год объявлен в России Годом семьи. На церемонии в честь старта мероприятий Президент России В.В. Путин отметил: «Главное предназначение семьи — это рождение детей, продолжение рода, а значит — продолжение нашего народа, нашей многовековой истории. В семье укоренены наша культура, идентичность, национальный характер. Семья учит, воспитывает, передает традиции, знания, в том числе и профессиональный опыт».

День народных художественных промыслов ежегодно отмечается в предпоследнее воскресенье июня. В 2024 году он приходится на 23 июня.

Сохранение и развитие народных художественных промыслов имеет особое значение, поскольку эта сфера непосредственно отражают идентичность народа России. Народные промыслы способствуют формированию духовно-нравственных и культурных ценностей, передаваемых из поколения в поколение, позволяют молодому поколению узнать о традициях и формах их выражения, осознать историю и обычаи, которые складывались на протяжении столетий. В их основе лежит искусство обработки дерева, глины, камня, металла и других природных материалов, и в каждом случае художественно-стилистические особенности в значительной степени определяются самобытными этнокультурными традициями.

В промысловых изделиях воплощаются традиционные представления мастера, являющегося частью определенной социальной, этнической, конфессиональной, профессиональной группы и находящегося под влиянием исторически обусловленных внешних социокультурных, экономических и общественно-политических воздействий.

Развитие народных художественных промыслов связано с географическими особенностями района. Промыслы развиты в разных районах нашей страны, и каждый из них имеет свой центр:

Роспись: гжель, жостовская роспись, тагильский поднос, палехская миниатюра, федоскинская миниатюра, хохломская и городецкая роспись по дереву, кисловодский и вербилковский фарфор, ростовская и сольвычегодская финифть, скопинская и псковская керамика.

Изделия из ткани: вологодское и елецкое кружево, павловопосадские платки, крестецкая строчка, нижнетагильские, торжокские золотошвейные изделия.

Игрушки: богородская, жбанниковская и дымковская.

Изделия из металла: кубачинские и великоустюжские ювелирные украшения, изделия златоустовских и тульских оружейников.

Резные изделия из кости: холмогорские, чукотские и тобольские.

В некоторых регионах России развивается несколько отраслей, например, богат на ремесла Дагестан: ювелирное искусство селений Кубачи и Большой Гоцатль, ковроткачество табасаранских мастериц, металлическая насечка по дереву мастеров из Унцукуля, керамика гончаров Балхара.

В изделиях народных мастеров запечатлены исторические события. Так, героизм и самоотверженность в Отечественной войне 1812 года воплотилось в народном творчестве, что подтверждают уникальные творения, многие из которых сохранились в музеях России. Экспонаты, изготовленные с исторической достоверностью, воспроизводят элементы обмундирования и вооружения, дарят возможность ближе познакомиться с историко-культурным достоянием России.

Ежегодно в третье воскресенье октября празднуется День отца. Этот праздник был установлен в 2021 году «в целях укрепления института семьи и повышения значимости отцовства в воспитании детей».

Одним из главных литературных памятников средневековой Руси, в котором собраны правила и нормы жизни человека, является «Домострой» (середина 50-х годов XVI в.).  По Домострою, мужчина в доме считался главным — наставник и кормилец — отвечал за благополучие и здоровье всех домочадцев перед Богом и обществом. Главенство мужчины реализовывалось через хозяйственные и экономические функции. Производительным, приносящим пропитание и доход считался исключительно мужской труд, на нем основывалось благополучие хозяйства и обеспеченность семьи.

Равенство супругов в семье, их полная самостоятельность были провозглашены советской властью в 1918 году. Кроме того, были установлены равные права матери и отца в отношении детей и совместное осуществление родительских прав, тем самым отменялось правило о единоличной власти отца, действовавшее на протяжении не одного века.

Во второй половине ХХ века проблематика «кризиса отцовства» стала привлекать все большее внимание. Специалисты обращали внимание на проблему «скрытой безотцовщины». Один из ведущих советских исследователей семьи А.Г. Харчев отмечал, что «скрытая безотцовщина выражается в том, что в ряде случаев отцы, живя в семье, не принимают или почти не принимают участия в воспитании своих детей».

Однако обеспокоенность не была столь нова. Еще в 1876 году Ф.М. Достоевский писал : «…Случайность современного русского семейства, по-моему, состоит в утрате современными отцами всякой общей идеи в отношении к своим семействам, общей для всех отцов, связующей их между собой, в которую они бы сами верили и научили бы так верить детей своих, передали бы им эту веру в жизнь».

Распространенные представления российских родителей и их детей о специфике родительского стиля отцов и матерей достаточно стереотипны. В глазах детей отец — сильный, смелый, уверенный, решительный, выносливый, активный и ответственный человек, матери же приписываются забота, ласковость, нежность, мягкость и активность.

Институт отцовства сегодня претерпевает существенные изменения, формируется новое отношение к семейной роли мужчины и отца, которого не было в прошлом. Но если традиционное отцовство было преимущественно авторитарным, то сегодня наиболее благоприятным для развития ребенка кажется авторитетный стиль. Но ответственному отцовству, как и всему остальному, нужно учиться.

Ежегодно в последнее воскресенье ноября празднуется День матери. Этот праздник был установлен в 1998 году «в целях повышения социальной значимости материнства».

Образ матери неоднократно изображался в различных произведениях искусства, и сама тема материнства является объектом пристального внимания и изучения. Отношение к материнству, как к одной из важнейших духовно-нравственных ценностей, является традиционным для нашей страны.

Необходимость уделять большее внимание материнству и сопровождению рождения детей и детства в целом начала осознаваться в конце XIX века. Эта проблематика стала предметом обеспокоенности не только врачей, но и широкой общественности. 

В этот период материнство начинает рассматриваться как важная социальная функция женщины, дающей государству в лице своего ребенка нового гражданина, чья жизнь и здоровье являются главным условием экономического и культурного процветания страны: «…мы должны исполнение женщиной своей материнской функции признать такой же работой, какой признается труд всякого человека на любом поприще. …Это труд, от которого в будущем зависит сила и мощь государства, и потому он, как и всякий труд, должен быть нормирован, должен пользоваться охраной со стороны государства», — писал врач-педиатр Е.Я. Гиндес.

Усиление общественного внимания привело к пересмотру роли государства в области охраны матери и ребенка. Постепенно в обществе сформировалось представление о том, что «сокращение младенческой смертности и охрана матерей являются одной из основных задач социальной политики» государства, и о необходимости создания единой общегосударственной системы охраны материнства и детства.

В начале XX века были предприняты попытки создания системы охраны материнства и младенчества в общегосударственном масштабе, которая должна включать не только медицинскую, но и комплексную социальную помощь. Тогда обсуждались вопросы не только создания медицинских условий, но также обеспечение «духовной стороны развития и существования», разрабатывался законопроект по охране материнства, младенчества и детства. В 1915 году благодаря частной инициативе было проведено празднование «Материнского дня».

Сегодня в России действует комплекс мер поддержки материнства и семьи в целом. Главной мерой государства по поддержке семей является материнский капитал, средства которого можно направить на важнейшие для семьи задачи: например, на улучшение жилищных условий или образование детей.