Раздел, в который вошли события, характеризующие позицию России на мировой арене в исторической перспективе, отражает культурную и цивилизационную роль в глобальном контексте, а также раскрывает позицию России и вклад в формирование современного миропорядка.

Тысячелетняя история России включает богатое прошлое международных отношений – выстраивание политических и экономических отношений, налаживание межкультурного диалога, обсуждение вопросов безопасности и развития. Россия в последние столетия всегда занимала ключевое место в обсуждении глобальных вопросов и выстраивании системы мирового устройства на основе многополярности и взаимоуважения интересов всех народов.

2 сентября 911 года был заключен русско-византийский договор между «великим князем русским» Олегом и византийскими императорами Львом VI Мудрым и его соправителями — братом Александром и его сыном Константином VII Багрянородным. Это один из первых дипломатических актов Древней Руси.

Среди памятников древнерусского права договоры русских с греками, заключенные в X веке, имеют особое значение как оригинальные документы, отражающие действующий правопорядок древнерусского государства на раннем этапе его становления. Договоры преследовали специальную цель — урегулирование русско-византийских отношений.

Договор был заключён после успешного похода дружины князя Олега на Византию и продолжил дальнейшую регламентацию русско-византийских отношений. Документ свидетельствовал о полном юридическом равенстве обеих сторон. Статьи договора посвящены заключению «мира и любви» между Русью и Византией, и рассмотрению ответственности за различные правонарушения и меры наказания за них.

Текст договора начинается так (на современном русском языке):

«В год 6420. Послал Олег своих дружинников установить мирные отношения и заключить договор между Византией и Русью; и послав (их), сказал так: “Мы, от (имени) русского народа, Карлы, Ингельд, Фарлаф, Вермуд, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Рюар, Актеву, Труан, Лидулфост, Стемид, посланные Олегом, великим князем русским, и всеми подвластными ему светлыми боярами к вам, Льву, Александру и Константину, божьей милостью великим самодержцам, царям греческим, для подтверждения и укрепления дружбы, существовавшей между греками и русскими на протяжении многих лет, согласно желанию и повелению наших князей [и] всех подвластных им русских. Наша светлость, более всех, желая милостью бога подтвердить и укрепить дружбу, существовавшую между христианами и русскими, многократно действительно стремились не только на словах, но и в письменной форме и нерушимой присягою, клянясь своим оружием, подтвердить и укрепить эту дружбу, согласно нашей вере и обычаю”».

Дружинники представляли князя Олега и выступали от всего народа русь. Российский историк А.С. Щавелев отмечает, что именно в тексте договора 911 года «впервые эксплицитно манифестируется этнополитическая самоидентификация народа».

18 сентября 1814 года начался Конгресс союзных держав и приглашенных стран с целью закрепить и развить европейскую политическую систему по итогам войн с наполеоновской Францией. В нем участвовали представители всех европейских стран. Венский конгресс явился первой попыткой установить прочный мир в Европе на основе коллективного соглашения всех государств.

Основные решения принимались на совещаниях представителей пяти держав: России, Великобритании, Пруссии, Австрии, а затем и Франции. 

Политическая линия России на Венском конгрессе разрабатывалась и реализовывалась при непосредственном участии Александра I. Она была нацелена на то, чтобы обеспечить в Европе равновесие сил, сохранить высокий авторитет России как гаранта мира и стабильности границ, ее способность играть роль беспристрастного третейского судьи в случае возникновения споров.

В июне 1815 года был принят Заключительный (генеральный) акт Венского конгресса. Конгресс закрепил новое соотношение сил, сложившееся к концу наполеоновских войн, а также ведущую роль России и Великобритании в международных отношениях того времени, которая сохранялась затем на протяжении нескольких десятилетий. 

Созданная тогда система отношений была дополнена провозглашением в сентябре 1815 года Священного союза. Он был необходим для предотвращения возможных конфликтов между великими державами. У них появилась общая цель, которая их объединяла. Такой целью стала борьба против революционных движений в Европе.

Венский конгресс создал новую систему международных отношений в Европе, основанную на господстве «великих держав» (России, Англии, Австрии, Пруссии, Франции). Первое время после конгресса решающую роль в этой системе играла Россия, которой не было равных на международной арене. Россия приняла на себя определенные обязательства, связанные с поддержанием статус-кво на континенте, противодействием революционным движениям и т.д.

Венский конгресс стал одним из самых значимых европейских дипломатических событий первой половины XIX века. Россия как держава, внесшая основной вклад в победу над Наполеоном, сыграла на нем заметную роль. Все попытки добиться ее изоляции, лишить плодов этой победы и оттеснить от участия в принятии ключевых международных решений окончились безрезультатно. Она подтвердила свой статус великой европейской державы.

3 марта 1918 года в Брест-Литовске (ныне Брест) был подписан мирный договор между Россией, с одной стороны, и Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией — с другой (Брестский мир).

Договор включал комплекс политических, экономических, финансовых и правовых условий крайне невыгодных для России, обязывал советское правительство сделать множество территориальных уступок. От России отторгались Украина, Привислинские губернии, Эстляндия, Курляндия, Лифляндия, Финляндия, Карсская и Батумская области на Кавказе. В сферу влияния Германии попадала территория площадью около 1 млн. км², на которой жили более 50 млн человек.

Также Россия должна была демобилизовать армию и флот, выплатить 6 млрд. марок в качестве контрибуций (по добавочному договору от 27 августа).

В опубликованном послании Патриарха Московского и Всея России Тихона условия договора и дальнейшие последствия были оценены крайне негативно:

«Заключенный ныне мир, по которому отторгаются от нас целые области, населенные православным народом, и отдаются на волю чуждого по вере врага, а десятки миллионов православных людей попадают в условия великого духовного соблазна для их веры, мир, по которому даже искони православная Украина отделяется от братской России и стольный град Киев, мать городов русских, колыбель нашего крещения, хранилище святынь, перестает быть городом державы Российской, мир, отдающий наш народ и русскую землю в тяжкую кабалу, – такой мир не даст народу желанного отдыха и успокоения, Церкви же православной принесет великий урон и горе, а отечеству неисчислимые потери…» (Церковные ведомости, 16 (29) марта 1918 г.).

Заключение мирного договора завершило участие России в Первой Мировой войне, однако не дало мир самой России, где война трансформировалась в гражданское противостояние.

Брестский договор действовал недолго. В ноябре 1918 года в Германии была свергнута власть императора Вильгельма II. 13 ноября советское правительство аннулировало Брестский договор. Однако различного рода последствия этого акта оказались более долгосрочными.

24 октября 1945 года вступил в силу Устав Организации Объединенных Наций — ООН. С этого дня официально существует крупнейшая и наиболее универсальная в истории человечества международная организация. День вступления в силу Устава ООН официально утвержден как «День Объединенных Наций», который торжественно отмечается в государствах-членах ООН.

Устав ООН был подписан 26 июня 1945 года на конференции в Сан-Франциско представителями стран, участвовавших в войне против нацисткой Германии и милитаристской Японии. Это основополагающий международный документ, в обязывающей форме устанавливающий основные принципы и нормы поведения государств на мировой арене, регламентирующий отношения между государствами, деятельность органов ООН и международных организаций, входящих в ее систему.

В уставе в качестве важнейшей цели провозглашено избавление грядущих поколений от бедствий войны, заложены основы прочной и эффективной системы всеобщей безопасности.

Однако полноценной архитектуры безопасности создать не удалось. Как вспоминал глава советской делегации на конференции в Сан-Франциско А.А. Громыко, подписавший устав от СССР: «…В 1945 году президент США высказался в пользу строительства лучшего мира. Но не успели высохнуть чернила подписей государств под Уставом ООН, как он, засучив рукава, стал работать над сколачиванием замкнутого военно-политического блока НАТО. Само создание этого блока представляло собой большой силы удар по Организации Объединенных Наций и по надежде народов обеспечить мир для нынешнего и грядущих поколений».

Первоначальными членами-учредителями ООН было 51 государство, в настоящее время в ее состав входят 193 государства. Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат.

Совет Безопасности играет ключевую роль в достижении главной цели ООН — поддержании международного мира и безопасности. Он состоит из 15 членов: 5 постоянных (Российская Федерация, США, Китай, Великобритания и Франция) и 10 непостоянных, избираемых на основе принципа справедливого географического распределения сроком на два года. Решения в Совете принимаются большинством в 9 голосов при том условии, что никто из постоянных членов Совета не голосует против (т.е. не применяет право вето).

После распада СССР в декабре 1991 года Российская Федерация в качестве государства-продолжателя СССР на международной арене официально заняла место Советского Союза в Совете Безопасности ООН.

20 ноября 1945 года в германском городе Нюрнберг открылось первое заседание в рамках международного судебного процесса по делу главных нацистских военных преступников европейских стран оси Рим-Берлин-Токио.

Учреждение военного трибунала с международным статусом стало возможным во многом благодаря созданию Организации Объединенных Наций. В состав военного трибунала вошли судьи — представители от четырех государств-учредителей, их заместители и главные обвинители. В Комитет главных обвинителей от СССР был назначен Р.А. Руденко.

На скамье подсудимых оказались высшие военные и государственные деятели, дипломаты, крупные банкиры и промышленники. Все преступления, совершенные нацистами во время войны, были подразделены на преступления:

– против мира (планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров);

– военные преступления (нарушения законов или обычаев войны: убийства, истязания или увод в рабство гражданского населения; убийства или истязания военнопленных; ограбление государственной, общественной или частной собственности; разрушение или разграбление культурных ценностей; бессмысленное разрушение городов или деревень);

– преступления против человечности (уничтожение славянских и других народов; создание тайных пунктов для уничтожения мирных людей; умерщвление психически больных).

В ходе процесса состоялось 403 открытых судебных заседания, было допрошено 116 свидетелей, рассмотрено свыше 300 тысяч письменных показаний и около 3 тысяч документов. 

Международный военный трибунал признал практически всех подсудимых виновными в осуществлении заговора с целью подготовки и ведения агрессивных войн, а также в совершении бесчисленных военных преступлений и злодеяний против человечности.

Из обвинительной речи главного обвинителя от СССР Р.А. Руденко: «В огне величайших в истории человечества боев героической Советской Армией и доблестными войсками союзников были не только разгромлены гитлеровские орды, но утверждены высокие и благородные принципы международного сотрудничества, человеческой морали, гуманные правила человеческого общежития. Обвинение выполнило свой долг перед высоким судом, перед светлой памятью невинных жертв, перед совестью народов, перед своей собственной совестью».

28 октября 1962 года завершилась острая фаза Карибского кризиса — одного из самых драматичных событий международных отношений, когда над человечеством нависла угроза термоядерной катастрофы.

После окончания Второй мировой войны мир вступил в новую фазу. В США внешняя политика строилась на идее «сдерживания» СССР и его союзников под прицелом атомного оружия. Соединенные Штаты имели колоссальный перевес ядерных вооружений. Это породило у военно-политического руководства США «высокомерие силы». Вокруг Советского Союза создавались военные базы с ядерным оружием.

В 1961 году Куба провозгласила «социалистическую ориентацию» и стала союзником СССР. США планировали свергнуть режим на Кубе. Между Москвой и Гаваной были заключены соглашения о поставках из СССР оружия и военной техники, создании ракетного щита для защиты Кубы. Советский Союз хотел достичь определенного равновесия сил с США.

Решение о размещении на Кубе ракет было принято советским руководством в мае 1962 года. В середине октября американский самолет-разведчик обнаружил ракеты и события стали развиваться стремительно.

Была введена блокада Кубы. Американцы обсуждали силовой вариант решения проблемы. Однако разведка определила, что несколько ракет уже установлены и готовы к пуску, т.е. начало бомбардировки повлекло бы пуск этих ракет, что неминуемо привело бы к войне.

Участились дипломатические переговоры между сторонами конфликта. Однако, несмотря на интенсивные советско-американские контакты и подключение ООН, эскалация кризиса нарастала. Тяжелым испытанием стала «Черная суббота» — 27 октября. Над Кубой был сбит американский самолет-разведчик U-2, что могло послужить поводом к началу боевых действий.

Советское руководство выступило с предложением, послужившим основой урегулирования кризиса. Ракеты с Кубы были удалены, а американцы обязались не нападать на Кубу и вывезти свои ракеты из Турции. Напряженность стала постепенно спадать.

Преодоление самого опасного послевоенного кризиса продемонстрировало, что ядерной войны можно избежать и что даже острые конфликты могут и должны разрешаться на основе компромиссов. В международных делах необходимо руководствоваться чувством высочайшей ответственности перед своим народом и народами всего мира.

Посол СССР в США А.Ф. Добрынин вспоминал: Карибский кризис «убедительно показал опасность прямого военного столкновения двух великих держав, которая была предотвращена — на грани войны — лишь быстрым и мучительным осознанием обеими сторонами катастрофических последствий такого столкновения».

1 августа 1975 года в столице Финляндии Хельсинки главы 35 государств, в том числе СССР, подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Событие стало первым крупным шагом в стремлении стран на международной арене к миру и безопасности. 

Совещание было созвано по предложению социалистических государств-участников Варшавского договора и проходило в три этапа. В заключительном этапе принимали участие высшие государственные и политические лидеры.

В своем выступлении Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев отметил, что «людям, принадлежащим к поколению, которое пережило ужасы Второй мировой войны, особенно отчетливо виден исторический смысл настоящего совещания. Его цели близки уму и сердцу также того поколения европейцев, которое выросло и живет в условиях мира и которое справедливо считает, что иначе быть не должно».

Главным содержанием документа стали три измерения безопасности:

– военно-политическое измерение – согласование набора мер укрепления доверия в военной области и недопустимость укрепления собственной безопасности за счет безопасности других;

– экономико-экологическое измерение – анализ состояния и выработка рекомендаций по развитию сотрудничества в области экономики, науки и техники и окружающей среды;

– гуманитарное измерение – обязательства в сфере прав и свобод человека.

Продолжение многостороннего процесса привело к заключению ряда новых соглашений, направленных на снижение рисков возникновения конфликтов и минимизации негативных последствий.  

После фактического исчезновения социалистического лагеря и распада Советского Союза СБСЕ претерпело изменения. Совещание было переименовано в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

В ноябре 2023 года Министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров отметил, что к своему 50-летнему юбилею «ОБСЕ подходит в плачевном состоянии, а её перспективы остаются неясными… Нынешняя ситуация – прямое следствие настойчивых попыток наших западных соседей обеспечить свое доминирование, беззастенчиво используя ОБСЕ для агрессивного продавливания узкокорыстных интересов и сознательно разрушая основополагающий принцип консенсуса и саму культуру дипломатии».

Сегодня очевидно, что в современном формате ОБСЕ не выступает механизмом формирования комплексной, охватывающей все аспекты – от военного до гуманитарного – безопасности в Европе. Для выстраивания новых механизмов нужны новые подходы и принципы международного взаимодействия. Однако уроки школы международной дипломатии, полученные в эпоху проведения Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, могут быть полезны при поиске и налаживании подобных механизмов в будущем.

31 августа 1994 года Россия завершила вывод войсковых частей с территории Германии.

После окончания Великой Отечественной войны необходимо было сформировать архитектуру безопасности и межгосударственного взаимодействия в Европе. Германии была разделена на 4 зоны: советскую, американскую, английскую и французскую. 

Советские войска привлекались к охране границы советской зоны и принимали участие в осуществлении мероприятий, направленных на обеспечение условий для ликвидации последствий нацистского режима и демилитаризации Германии. В 1970-1980-х годах группа являлась оперативно-стратегическим объединением советских вооруженных сил, которое предназначалось для решения задач в операциях участников Варшавского Договора на европейском театре. 

12 сентября 1990 года канцлер Федеративной Республики Германии Г. Коль и президент СССР М.С. Горбачев подписали договор, по условиям которого советские войска должны были покинуть территорию Германии до 1994 года.

После распада СССР Россия взяла на себя обязательства по дальнейшему выводу войск. Также войска были выведены из Польши, Чехословакии и Венгрии, на Востоке — из Монголии. Советское руководство (позже российское) не выдвинуло никаких встречных условий, не потребовало гарантий от других стран по вопросам безопасности и военного присутствия.

31 августа состоялся прощальный парад перед монументом советскому воину-освободителю в Трептов-парке в Берлине, на котором присутствовали президент России и канцлер Германии. Президент Б.Н. Ельцин выразил уверенность, что этот день войдет в историю «и России, и Германии, и всей Европы», а «достигнутое в процессе вывода войск взаимное доверие и понимание — важнейший вклад в их становление».

Вывод войск не привел к демилитаризации европейского континента. Российская сторона, продемонстрировав готовность к полноценной международной «разрядке» и выстраиванию открытого взаимодействия, не встретила ответных шагов. США не покинули свои военные объекты, не вывели свои вооруженные объединения с европейского континента.

Спустя 5 лет начались волны расширения блока НАТО на Восток – постсоветской экспансии Альянса. В 1999 году Венгрия, Польша и Чехия вошли в состав НАТО, а далее последовало еще более масштабное расширение. В результате те территории, с которых были выведены советские войска, оказались включены в военно-политический альянс. Послевоенная архитектура безопасности в Европе была окончательно разрушена.

10 февраля 2007 года на Мюнхенской конференции по безопасности Президент России В.В. Путин выступил с докладом, ставшим, по своей сути, программным. Были обозначены основные принципы внешней политики России, поставлены вопросы мировому сообществу, особенно западным партнерам, о сложившемся миропорядке и будущем международных отношений.

Президент России определил ключевые позиции государства во взгляде на современный миропорядок:

  • Позиционирование России как страны «с более чем тысячелетней историей» и независимой внешней политикой.
  • Невозможность однополярной модели мира.
  • Пренебрежение основополагающими принципами международного права со стороны различных государств.
  • Расширения НАТО на Восток – «это серьезно провоцирующий фактор, снижающий уровень взаимного доверия».

«Камни и бетонные блоки Берлинской стены давно разошлись на сувениры. Но нельзя забывать, что ее падение стало возможным и благодаря историческому выбору, в том числе нашего народа – народа России, выбору в пользу демократии и свободы, открытости и искреннего партнерства со всеми членами большой европейской семьи.

Сейчас же нам пытаются навязать уже новые разделительные линии и стены – пусть виртуальные, но все‑таки разделяющие, разрезающие наш общий континент. Неужели вновь потребуются долгие годы и десятилетия, смена нескольких поколений политиков, чтобы «разобрать» и «демонтировать» эти новые стены?».

Однако призыв к равноправному диалогу не был услышан. Продолжилось расширение военной инфраструктуры НАТО к границам России, были созданы новые позиционные районы американской системы противоракетной обороны, подверглись дестабилизации различные регионы мира и т.д.

7 февраля 2014 года были открыты Зимние Олимпийские игры в Сочи. Спортивные мероприятия предваряла красочная церемония, которую посмотрели около 3 миллиардов человек во всем мире. Богатство и многообразие российской культуры и истории было продемонстрировано в рамках открытия Олимпиады. В параде наций на стадионе «Фишт» приняли участие более 3 тысяч спортсменов из 88 стран.

В завершении церемонии открытия финишировала эстафета олимпийского огня, которая стартовала 7 октября 2013 года в Москве. 123 дня и более 40 000 километров: олимпийский огонь был пронесен по всем субъектам России, побывал на озере Байкал, на Эльбрусе, на Северном полюсе, и даже в открытом космосе.

Игры в Сочи стали двадцать вторыми (XXII) зимними по счёту. Примечательно, что под этим же номером проходили и летние олимпийские игры в Москве в 1980 году.

В качестве визуального образа XXII зимних Олимпийских игр был использован визуальный стиль «лоскутного одеяла», сочетавший 16 орнаментов народных художественных промыслов России — от гжели до хохломы. Образ стал наглядным воплощением идеологии Игр, призванных выразить характер современной России и познакомить гостей со всего мира с традиционным гостеприимством и многообразием российской культуры.

Россия продемонстрировала высочайший уровень подготовки и проведения Олимпийских игр, а российские спортсмены достигли высоких результатов (33 медали в различных дисциплинах – первое место в общекомандном зачете).

Наследие Олимпиады 2014 года продолжает служить развитию туризма и спорта, вовлечению молодежи в спорт, что является важнейшими приоритетами развития России.