Раздел, раскрывающий значимые этапы развития системы образования и просвещения в России. Просветительская деятельность имеет фундаментальное значение для развития общества и государства. В данном разделе отмечены некоторые государственные и частные начинания, инициативы в этой сфере, а также ключевые даты, получившие свое историческое признание.

Несколько дат связаны с созданием учреждений, осуществлявших деятельность в сфере распространения знаний и повышения уровня образования широких масс населения. Также отмечены даты, связанные с русским языком, развитием письменности и печатного дела в России. Сегодня русский язык является одним из фундаментальных элементов российской идентичности, объединяющим не только многонациональный народ Российской Федерации, но и выступающим средством общения на межнациональном уровне.

24 мая отмечается День славянской письменности и культуры, приуроченный ко дню памяти святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла, славянских просветителей.

Кирилл и Мефодий почитаются как создатели первой славянской азбуки, первоучители славян, подвижническая деятельность которых послужила основой развития славянской и, в частности, русской книжности и литературы. Их наследие стало основой русского просвещения, источником тысячелетней духовной традиции России.

Сегодня более 400 миллионов человек по всему миру говорят на славянских языках, среди которых русский является одним из самых распространенных.

В IX веке был создан первый славянский алфавит – глаголица. В 863 году князь Великой Моравии (государство на Среднем Дунае) Ростислав обратился к византийскому императору с просьбой прислать «епископа и учителя» для распространения христианства народам Моравии на их родном языке. Кирилл и Мефодий отправились в Моравию, где в течение трех лет создавали славянский алфавит и переводили с греческого языка на славянский Евангелие, Апостол и Псалтирь. Так появилась глаголица, а затем и кириллица – алфавит, который с небольшими изменениями используется и в настоящее время.

Создание славянского алфавита в дальнейшем дало мощный импульс распространению грамотности и развитию славянской культуры в целом.

Кирилло-мефодиевская гуманитарная традиция стала базовой основой древнерусской культуры. «Она представляла собой такое неразрывное единство филологии, философии и богословия, когда процесс вдохновенного творчества включает в себя вербальное искусство как умение владеть словом, высокий уровень необыденного мышления, пытающегося постигнуть основы бытия, и устремленность к высшим сакральным ценностям» (Логинов А.В. Русская идея в национальных духовных поисках).

Древнеславянский алфавит состоит из 29 букв, у каждой из которых есть название: Азъ, Буки, Веде, Глаголъ, Добро… Существует гипотеза: если прочитать весь алфавит по порядку, наделяя каждую букву ее исходным значением, то на современном языке оно будет звучать примерно следующим образом: «Я Бога Ведаю. Говорю и делаю Добро. Добро Есть Жизнь. Живите Землею, она кормилица наша. И Как мы Люди Мыслим таков и Наш мир».

В России празднование памяти преподобных Кирилла и Мефодия было установлено в 1863 году Священным Синодом в связи с тысячелетием Моравской миссии. В СССР идея возрождения праздника возникла в 1985 году, когда славянские народы отмечали 1100-летие со дня кончины святителя Мефодия, архиепископа Моравского и Паннонского. В 1986 году первые праздничные мероприятия прошли в Мурманске. В 1991 году праздник славянской письменности и культуры получил государственный статус.

Россия славу расширяет

Не мечом токмо, но и скоротечным

Типом, чрез книги сущим многовечным…

Симеон Полоцкий, русский писатель
и общественный деятель,
XVII век

11 марта 1564 года был напечатан «Апостол» — первая точно датированная печатная книга, изданная в Москве Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем.

Книгопечатание в России началось в 50-е годы XVI века. Первая типография частно-государственного характера работала в доме священника, автора «Домостроя» Сильвестра («анонимная типография»). В 1563 году была запущена первая государственная типография, в которой работали Иван Федоров и Петр Мстиставец. Именно там 19 апреля 1563 года была начата работа над «Апостолом».

«Апостол» — одна из основных богослужебных книг православия. В книге содержатся Деяния и Послания апостолов. «Апостол», как и Евангелие, бытовал на Руси в двух вариантах — в одном тексты располагались последовательно, в другом размещались в порядке чтений церковного календаря. В Москве был напечатан именно первый вариант, «четий Апостол», предназначенный не для использования при богослужении, а для домашнего или келейного чтения. Однако при этом книга приспособлена также и для богослужения.

На Руси было принято богато украшать рукописные «Апостолы», и печатный «Апостол» 1564 года продолжил лучшие традиции рукописной книжности. Над изготовлением книги трудились 11 месяцев. Книга по своему полиграфическому оформлению стала образцом книгоиздательства на долгие годы. Расположение текста на печатной полосе, украшение книги орнаментикой и гравюрой с изображением святого апостола Луки заложили основы полиграфического мастерства в России.

«И вот по повелению благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси и с благословения преосвященного Макария митрополита начали готовить устройство для печатания книг… Благоверный царь повелел на средства из своей царской казны устроить дом, где будет совершаться печатное дело, и щедро наделял из своей царской казны печатников…» (из послесловия к московскому изданию).

12 декабря 1685 года состоялось открытие Славяно-греко-латинской академии. Это было первое высшее учебное заведение в стране, целью создания которого была подготовка образованных людей для нужд России.

Академия была создана не на пустом месте: своеобразными предтечами были «Типографская школа» при казенных типографских палатах и школа Сильвестра Медведева при Заиконоспасском монастыре.

За время своего существования академия сменила несколько названий: первоначально — Эллино-греческая, затем в 1701-1775 гг. — Славяно-латинская, в 1775-1814 гг. — Славяно-греко-латинская и, наконец, с 1814 г. — Московская духовная академия. В России в те времена ожесточенно и с переменным успехом боролись латинисты и грекофилы.

Ключевыми фигурами первого периода существования академии считаются греческие ученые-богословы братья Иоанникий и Софроний Лихуды, которые прибыли в Москву по рекомендации от Патриарха Константинопольского Дионисия. Они учились в Венеции и Падуе, имели докторские степени Коттонианской Академии в Падуе, обладали энциклопедическими знаниями. Оставаясь представителями византийско-греческой культуры, Лихуды, хорошо знакомые с культурой и педагогическими системами латинского Запада, привнесли европейские традиции образования на русскую почву.

Братья Лихуды составили множество учебников, в частности, по риторике, логике, психологии и физике. Учебники были построены на трудах Аристотеля и его комментаторов в духе поздней схоластики с использованием сведений из западной философии. Поэтому братьев Лихудов считают создателями отечественного фонда учебной философской литературы.

Ученики старших классов помогали преподавателям и учительствовали в младших классах. Это была традиционная корпоративная академическая политика. Старшие ученики учили и опекали младших, становились для них примером. В ходе такой педагогической практики происходило профессиональное самоопределение, обучение педагогике, что обеспечивало отбор будущих преподавателей.

В академии готовили священнослужителей и богословов, учителей и специалистов для государственной службы, переводчиков, редакторов, медиков. Академия давала возможность своим воспитанникам успешно продолжить обучение в других учебных заведениях — математических, инженерных и др., в том числе, в европейских университетах.

Среди известных выпускников академии можно вспомнить: учёный Михаил Ломоносов, писатель и переводчик Федор Поликарпов, математик и педагог Леонтий Магницкий, поэт и дипломат Антиох Кантемир, первый русский доктор медицины и доктор философии Петр Постников, этнограф и географ Степан Крашенинников, архитектор Василий Баженов.

13 января 1703 года вышел в свет номер первой отечественной печатной газеты «Ведомости» по Указу Петра I «О печатании газет для извещения оными о заграничных и внутренних происшествиях».

До этого в Посольском приказе писались «Куранты» — рукописные листки с переводами текстов из зарубежных газет и материалами заграничных корреспондентов. Первое печатное издание поначалу также называлось курантами.

«Ведомости» появились во время Северной войны с Швецией. Поначалу военные действия шли крайне неудачно. Со временем русская армия овладела инициативой и провела целый ряд успешых операций. Газета была призвана сообщать о военных победах и разъяснять причины военных неудач, рассказывать о реформах в государственной и общественной жизни, формировать общественное мнение. О Полтавской битве царь лично писал в «Ведомостях», информировал о расстановке сил, ходе битвы, восхищался силой духа русских воинов.

В номере за 1 сентября 1721 года сообщалось о том, что Северная война успешно завершилась: «Корона шведская вечно уступает нам Лифляндию, Эстляндию, Ингерию и значительную часть Карелии, с городами Ригою, Ревелем, Нарвою, Перновом, Выборхом и Кексхольмом».

Петр I был фактическим главным редактором газеты, а также автором многих текстов. Царь предпочитал ясность, простоту стиля, требовал, чтобы русский язык соотечественники не засоряли: «В реляциях твоих употребляешь ты зело много польские и др. иностранные слова и термины, за которыми самого дела вразуметь невозможно. Того ради впредь тебе реляции свои к нам писать всероссийским языком», — указывалось одному из посланников.

Расцвет издательского дела и отечественной журналистики пришелся уже на XIX век. Особое внимание уделялось необходимости распространять правдивую и объективную информацию о России.

Первый председатель Русского исторического общества П.А. Вяземский был отмечал: «…Нельзя не видеть, что в наши дни пресса является могущественной силой. Число русских читателей увеличивается со дня на день, пресса становится более деятельной, необходимость дать работу мысли проявляется во всех классах общества. Правительство должно со вниманием отнестись к этому явлению, оно должно овладеть этим умственным движением, дать ему здоровое направление. …Нужна сила активная, творческая сила, сила прессы, творящая благо».

Государственный деятель, директор Императорской Публичной библиотеки М.А. Корф писал министру народного просвещения: «…Я не могу прежде всего не выразить моего убеждения в совершенной необходимости у нас такой газеты, которая имела бы главной целью распространять здравые и патриотические мысли о событиях внутренних и внешних и противоборствовать всяким вредным или ложным толкам…».

25 января 1755 года императрица Елизавета Петровна, поддержав инициативу графа И.И. Шувалова и М.В. Ломоносова, подписала указ «Об учреждении Московского университета». Ежегодно 25 января в России отмечается День российского студенчества. История праздника непосредственно связана с историей Московского университета.

Важную роль в основании университета сыграл М.В. Ломоносов, подготовив проект университета. Знаменитый учёный был убежден в том, что только распространение наук и просвещения может способствовать процветанию России. Перед университетом были поставлены несколько целей, объединенных идеей служения на «пользу и славу Отечества»: развитие науки (особенно в области философии, истории, русской грамматики, права, медицины); популяризации научных знаний (через печать, библиотеку, лекции, диспуты); решение первоочередных задач (подготовка образованного молодого поколения через университет и гимназии, контроль и руководство учебно-воспитательным делом в учебных заведениях).

Первоначально в университете были образованы 3 факультета: философский, юридический и медицинский. Обучение начиналось на философском факультете. Студенты получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Продолжить обучение можно было, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете.

М.В. Ломоносов настаивал на открытости университета для всех сословий: «…ни единому человеку не запрещено в университетах учиться… и в университете тот студент почтеннее, кто больше учится; а чей он сын, в том нет нужды». При университете было организовано две гимназии — для дворян и разночинцев (за исключением крепостных крестьян).

Финансирование университета складывалось из государственных ассигнований, платы за обучение, результатов коммерческой деятельности, помощи меценатов и выпускников, вносивших свой вклад в развитие образовательного учреждения не только деньгами — многие дарили научные приборы, коллекции, книги, учреждали стипендии.

 

«Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать».

(М.В. Ломоносов, 1747 г.)

11 октября 1783 года была образована Российская академия. В ее задачи входило «вычищение и обогащение российского языка, общее установление употребления слов оного, свойственное оному витийство и стихотворение». На академию возлагалась обязанность составить российскую грамматику, словарь русского языка, риторику и правила стихосложения.

Инициатором создания и первым президентом Российской академии стала княгиня Екатерина Романовна Дашкова (одновременно она возглавляла и Академию наук). Дашкова стала первой женщиной-руководителем Российской академии и первой женщиной-главой академии в мире. Она возглавляла Академию вплоть до 1796 года. Императрица оценила желание Дашковой возвести русский язык в ранг великих литературных языков Европы.

Е.Р. Дашкова отмечала: «…нужны только чёткие правила и хороший словарь, чтобы поставить наш язык в независимое положение от иностранных слов и выражений, не имеющих ни энергии, ни силы, свойственных нашему слову».

Российская академия была задумана как вольное общество ученых и писателей, субсидируемое правительством. В отличие от Академии наук, в которой преобладали иностранцы, состав Российской академии был весь русский. Российская академия занималась гуманитарным направлением, прежде всего русским языком, выработке правил правописания, составлении словарей.

«Учреждением сей императорской Российской академии предоставлено усовершить и возвеличить Слово наше…», ― из обращения княгини Е.Р. Дашковой к академикам.

С новым научным центром были связаны лучшие гуманитарные силы тогдашней России. В XVIII веке в работе академии принимали участие митрополит Гавриил (Петров), архиепископ Иннокентий (Нечаев), писатели Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин и другие, учёные С.Я. Румовский, А.П. Протасов, С.М. Котельников и др.

В XIX веке Академия занималась подготовкой и изданием «Словаря церковнославянского и русского языка», «Русской грамматики», «Русско-французского словаря», а также занималась просветительской деятельностью (например, приняла активное участие в организации публичных библиотек в губернских городах).

Однако при Николае I Российская академия была ликвидирована как самостоятельное учреждение — в 1841 году её присоединили к императорской Академии наук, сделав «вторым» Отделением русского языка и словесности Императорской Санкт-Петербургской академии наук.

«Русский язык ― выразительный и звучный, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общительный в своих отношениях к чужим языкам. Ему свойственна величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность. Язык – это и есть народ» (А.С. Пушкин).

 

6 июня ежегодно в России и в мире отмечается День русского языка. В этот день в 1799 году родился великий поэт, основоположник современного русского литературного языка Александр Сергеевич Пушкин.

Бесценно наследие А.С. Пушкина. Его творчество, как и его жизнь, изучаются и вдохновляют уже более 200 лет. Н.В. Гоголь писал: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет… Он при самом начале своем уже был национален, потому что истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа…».

Русский язык ― один из крупнейших языков мира, относится к восточнославянской подгруппе славянской группы индоевропейских языков. Согласно Индексу положения русского языка в мире, подготовленному Институтом русского языка имени А.С. Пушкина в 2023 году, по числу говорящих на нем русский занимает девятое место – на нем говорят 255 миллионов человек. В целом по популярности и распространению русский язык занимает пятое место в мире среди глобальных языков. По числу научных публикаций он занимает пятое место; по числу пользователей интернета русский язык – девятый; по числу сайтов на русском языке он занимает второе место после английского.

Важное положение русский язык занимает на постсоветском пространстве. В качестве государственного он используется в Белоруссии, Южной Осетии; признан в качестве официального в Абхазии, Казахстане, Киргизии и Приднестровской Молдавской Республике; является языком межнационального общения в Таджикистане.

День русского языка году был установлен в 2011 в целях сохранения, поддержки и дальнейшего развития русского языка как общенационального достояния народов Российской Федерации, средства международного общения и неотъемлемой части культурного и духовного наследия мировой цивилизации.

Согласно Конституции Российской Федерации, русский язык является государственным языком Российской Федерации как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации. Всего в России используется 277 языков и диалектов, а в государственной системе образования используется 105 языков.

14 января 1814 года была открыта Императорская Публичная библиотека — первая в истории страны национальная библиотека.

Проект создания библиотеки был одобрен в 1795 году Екатериной II. Императрица понимала значимость народного просвещения и роль публичной государственной библиотеки. «Нужно просвещать нацию, которой должен управлять», — писала Екатерина ещё до вступления на престол.

К этому времени в России сформировалась практика формирования частных библиотек. «Ведомственные» библиотеки были у Академии наук, Академии художеств. Императорская библиотека должна была стать общедоступной, выполнять задачи по «общественному просвещению россиян». Библиотека учреждалась «в пользу любителей учёности и просвещения».

В январе 1812 года библиотеку, фактически готовую к открытию, посетил император Александр I. Однако Отечественная война отодвинула торжественное открытие на два года. Часть рукописей и книг были временно вывезены из столицы.

На торжественном открытии Библиотеки присутствовали государственные деятели, представители духовенства, ученые, купцы, писатели, издатели и другие «любители просвещения». Прозвучало несколько докладов.

Библиотекарь А.И. Красовский возвестил высокую роль библиотек в деле просвещения: «Учрежденные для общественного употребления книгохранилища суть великие открытые источники познаний, в которых непросвещенный и просвещенный, богатый и бедный с равною свободою могут почерпать нужные, по состоянию каждого, сведения ума; свободно удовлетворять могут требованиям сердца, принимая непристрастные советы безмолвных наставников мудрости».

С докладом о положении российской словесности выступил поэт Н.И. Гнедич. В своей речи «О причинах, замедляющих успех нашей словесности» он призвал к необходимости уделять большее внимание русскому языку и литературе: «…Слава ж земли Российской должна наполнить и возвеличить наши сердца тою благородною гордостию, должна вселить в нас навеки то уважение к самим себе и к языку своему, которое одно составляет истинное достоинство народа».

В первые годы после открытия библиотеку посещало 500-600 человек ежегодно. Читателями были самые разные люди по происхождению и общественному положению: ученые, чиновники, военные, представители духовенства, купцы, мещане, учащиеся гражданских и военных учебных заведений, разночинцы и «свободные люди». В дальнейшем число читателей только увеличивалось, а библиотека стала местом притяжения, источником знаний, информации и распространения культуры.

27 октября 1863 было основано «Общество любителей естествознания» на базе Московского общества испытателей природы по инициативе студентов и молодых ученых Московского университета.

В этот день профессор зоологии Анатолий Петрович Богданов выступил с проектом основания при университете нового естественно-исторического общества, «составленного не из одних только специалистов, но также и из любителей, которое поставило бы себе целью усиление средств к изучению естествоведения, в которых чувствовался крайний недостаток, позаботилось бы об изучении местных произведений и распространении естественно-исторических сведений в массе публики».

Сперва были открыты отделы по антропологии и этнографии. В 1868 году был утвержден второй вариант устава общества, которое получило свое окончательное название — Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (ИОЛЕАЭ).

Кроме проведения исследований, ИОЛЕАЭ задавалось целью содействовать популяризации результатов научных исследований в российском обществе, углублять культурные и этнические представления «как относительно собственно русских народностей, так и инородцев Империи». Члены общества внесли огромный вклад в изучение народов Российской империи, собирали и публиковали записи фольклора, описания жилища, одежды, обрядов из разных регионов страны.

Общество любителей естествознания не было замкнуто в научной среде, деятельность строилась на принципах открытости и доступности для широкой публики.

Организация Обществом выставок привела к открытию ряда научно-просветительских учреждений. Коллекции экспонатов составили основу некоторых современных музеев. Из Этнографической выставки 1867 года возник Этнографический отдел Румянцевского музея, из Политехнической выставки 1872 года — Политехнический музей, из Антропологической выставки 1879 года — Антропологический музей, из Географической выставки 1892 года — Зоологический и Географический музей при Московском университете.

Общество динамично развивалось. Через 50 лет после своего открытия, к концу 1913 года количество его членов превышало 2 тысячи; были открыты следующие отделения: антропологическое, этнографическое, физических наук, зоологическое, ботаническое, химическое, географическое, физиологическое, бактериологическое, геологическое; и семь комиссий: музыкально-этнографическая, народной словесности, воздухоплавательная, исследования фауны Московской губернии, планктонная, топографо-геодезическая, географо-педагогическая.

1 сентября как начало учебного года было установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 июня 1984 года. С этого времени День знаний отмечается ежегодно как государственный праздник.

Праздник в школах начинался с торжественной линейки, посвящённой началу учебного года, затем проводился первый урок — Урок Мира. В высших учебных заведениях в этот день для первокурсников организовывалось торжественное собрание.

1 сентября как единая дата начала занятий в учебных заведениях была установлена в середине 30-х гг. XX века в ходе введения всеобщего обучения.

Вопрос о всеобщем обучении поднимался неоднократно ещё в дореволюционной России. В Государственной думе I созыва обсуждались возможности улучшения среднего и начального образования. Отдельное внимание уделялось проработке вопроса по обеспечению бесплатного обучения для всех слоёв населения Российской империи. Депутаты всех созывов работали над законодательной базой для введения всеобщего начального обучения и создания преемственной связи между учебными заведениями разных ступеней. Однако установить новые походы к функционированию образовательной системы не удалось. Проработка вопроса растянулась на длительный период, а разразившаяся Первая мировая война отодвинуло вопросы образования на второй план.

 Установление советской власти вновь актуализировало данный вопрос. В октябре 1918 года было утверждено «Положение о единой трудовой школе РСФСР», которое узаконило обязательное бесплатное и совместное обучение всех детей школьного возраста от 8 до 17 лет в школах 1-й и 2-й ступеней. В 1919 году была поставлена задача обеспечения бесплатного и обязательного общего и политехнического образования для всех детей обеих полов до 17 лет и широкое развитие профессионального образования для лиц старше 17-летнего возраста.

В 1923 году началась разработка плана введения всеобщего обучения в союзном государстве. 14 августа 1930 года вышло постановление Центрального исполнительного комитета ВКП(б) и Совета народных комиссаров СССР «О всеобщем обязательном начальном обучении», которым было предписано, чтобы все дети от восьми до десяти лет «были приняты в школу осенью». В 1935 году постановлением Правительства был установлен единый день начала учебных занятий во всех школах СССР — 1 сентября. В 1936 году 1 сентября было установлено как единая дата начала занятий в высших учебных заведениях.