Раздел, отражающий развитие культуры и искусства. Фундаментальные основы мировоззрения общества исторически сформировались на основе российской культуры. Российская культура представляет собой уникальное достояние нашей страны, достижения во всех сферах отечественного искусства являются общепризнанным мировым достоянием.
В разделе нашли отражения даты, связанные с образованием «культурной столицы России» – города Санкт-Петербурга, а также с различными областями культуры – литература, театр, музыка, кино, балет, изобразительное и монументальное искусство.
«Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо как Россия…»
А.С. Пушкин, «Медный всадник»
27 мая 1703 года в устье реки Невы на Заячьем острове Петром I была заложена крепость. Одновременно с закладкою шестибастионного земляного укрепления было положено в нем основание храма во имя апостолов Петра и Павла. Спустя несколько лет крепость была названа Петропавловской — по названию ее главного собора.
Этот день считается днем основания Санкт-Петербурга, который более 200 лет (с 1712 года) являлся столицей Российской империи.
В результате Северной войны 1700-1721 годов долина реки Невы была присоединена к российскому государству (по Ништадтскому договору 1721 года). Исторически эти земли входили в состав Древнерусского государства, будучи частью территории Великого Новгорода под названием Водская пятина. В VIII-XIII веках по Неве проходил легендарный путь «Из варяг в греки» из Скандинавии через Восточную Европу в Византию.
Петербург стал средоточием нововведений, местом, откуда просвещение стало распространяться по всей стране. Это был первый город России, который развивался по заранее разработанному плану, что определило высокий градостроительный уровень и способствовало формированию городских ансамблей, характерных для конца XVIII — начала XIX вв. Город был заложен и строился в рамках замысла создать новый образ России внутри страны и за границей. Основание Санкт-Петербурга можно рассматривать как сознательную попытку создать пространство для социальных и культурных преобразований России.
«В истории русской культуры было два решающих поворота, две «культурные революции», или два культурных «взрыва», или две «революции сверху»: принятие христианства на Руси и основание Петербурга… Эти два переломных для судеб отечественной культуры события, объективно стали главными вехами на пути ее развития — психологического и политического, нравственного и художественного», — писал культуролог М.С. Каган.
По его мнению, «каждый город является специфической формой бытия национальной культуры, такой ее формой, в которой культура становится цивилизацией… Санкт-Петербург — это судьбоносное явление в жизни страны, связанное с определением пути ее дальнейшего развития, ее отношения к культурным мирам Запада и Востока, к социальным системам феодализма и капитализма, к бытийным идеалам традиционализма и креативизма».
15 мая 1738 года был принят Указ императрицы Анны Иоанновны об открытии «Танцевальной Ея Императорского Величества школы». Эта дата считается датой рождения российского профессионального хореографического образования. Первый выпуск национальных профессиональных кадров состоялся в 1741 году.
В России первое балетное представление состоялось в XVII веке, при дворе царя Алексея Михайловича. Однако в это время балет не имел самостоятельного значения и, как правило, ограничивался показом ряда бальных танцев, отличавшихся от обычных лишь сложностью фигур и манерой исполнения.
По инициативе Петра I театральные представления возобновились, но они уже носили совершенно иной характер и преследовали другие цели. Театр Петра I был общедоступным, и царь ставил перед ним широкие просветительские задачи.
«И вот появляются и поэты, и скульпторы, и живописцы, и писатели, и актеры, и балетмейстеры, и ученые, и веселые люди, и все поступают на службу… Государство не щадило расходов на воспитание общества — в направлении и в духе, соответствовавших государственным целям», — отмечал поэт И.С. Аксаков.
Большинство важных событий, повлиявших на весь русский балет, произошло именно «в стенах» петербургской школы. Именно здесь работал первый русский балетмейстер Иван Вальберх (Лесогоров). Основатель современной методики классического танца Шарль Луи Дидло преподавал в школе около 20 лет — за это время он сумел добиться того, чтобы русский балет стал частью европейского. На рубеже XVIII-XIX веков русский балет превосходил многие зарубежные, а классический танец, который внедрил Дидло, стал стержнем образовательной программы Академии.
Одним из уникальных элементов русского балета является сочетание классического балета и русского народного танца. Это привносит в танец частичку русской души, делая его совершенно завораживающим. Русские исполнительские традиции, которые в те времена крепко жили в сознании людей, помогали придавать иноземному танцу национальную окраску. С точки зрения технического мастерства русский балет находится на высоком уровне. Русский балет наполнен глубоким содержанием и драматичностью.
Сегодня Академия русского балета имени А.Я. Вагановой относится к числу старейших балетных школ в мире. Балет в России — «визитная карточка» русского искусства с вековыми традициями, олицетворение культурного образа страны.
10 сентября 1756 года указом императрицы Елизаветы был основан Александринский театр: «Повелели мы ныне учредить Русский для представления трагедий и комедий театр…».
Александринский театр — Национальный драматический театр России — является старейшим национальным театром. Дата его основания считается днем рождения русского профессионального театра. «Александринский театр является поистине национальным достоянием России», — считал академик Д.С. Лихачёв
Интерес к театру возникает еще в 70-80‑е годы XVII века, когда в России формируются школьный и придворный театры. В XVIII веке получили распространение крепостные и любительские театры, где ставятся водевили, комические оперы, балеты.
В 1750 году Фёдор Волков создал в Ярославле первый профессиональный театр, а уже через два года ярославские актеры были приглашены в Санкт-Петербург. Все это дало основание Виссариону Белинскому назвать Волкова «отцом русского театра».
Ярким театральным деятелем был и Александр Сумароков — автор трагедии «Хорев», с которой дебютировали в столице ярославцы. По указу 1756 года Сумароков и был назначен директором театра, а Волков получил звание придворного актера.
Императрица Екатерина II еще более внимательно относилась к театру: «Театр есть школа народная; она должна быть непременно под моим надзором, я старший учитель в этой школе и за нравы народа мой ответ Богу».
В 1783 году Российский придворный театр стал именоваться Императорским. Тогда же появились театры оперы и балета в Петербурге и Москве, Русский драматический театр в Москве, постоянные иностранные труппы. Театральные учреждения были в подчинении у Дирекции императорских театров, находящейся в ведении Министерства двора, и поэтому именовались императорскими.
Определяя общественное назначение театра в России, государственный чиновник В.П. Погожев в официальном проекте писал: «Императорские театры служат Академией всех видов сценических искусств в России и, как таковые, представляют собой учреждение государственное, путем образцовых зрелищ выполняющее общие воспитательные задачи правительства».
Великие театральные деятели К.С. Станиславский и Вл.И. Немирович-Данченко считали театр воплощением духовной жизни человека, школой нравственности, кафедрой народного воспитания. «Художественный театр — мое гражданское служение России», — говорил К.С. Станиславский.
17 ноября 1757 года была учреждена Академия художеств, сыгравшая огромную роль в истории русской художественной культуры.
Для развития культуры необходимы не только науки, но и искусства. Инициатором создания Академии был граф И.И. Шувалов, ставший её попечителем. Именно он вошел в Сенат с представлением об учреждении «Академии трех знатнейших художеств» (живописи, скульптуры, архитектуры).
На церемонии открытия Академии поэт А.П. Сумароков возвестил: «Первая должность упражняющихся в сих хитростях есть изображение истории своего отечества и великих в оном людей». Этому наставлению академические воспитанники следовали десятки лет. В картинах, представляемых к выпускным экзаменам, античные или библейские сюжеты чередовались с эпизодами из русской истории.
Курс обучения продолжался девять лет: учащиеся изучали основы искусства гравюры, портрета, скульптуры, архитектуры. При Академии было открыто Воспитательное училище, куда принимались дети начиная с пяти-шести лет.
В 1764 г. императрица Екатерины II даровала «Привилегию и Устав Императорской Академии трех знатнейших художеств», наделив ее особым государственным статусом, признававшим самоценность и самостоятельность художественной деятельности.
Академия давала качественную профессиональную подготовку начинающим живописцам и скульпторам, была центром художественного просвещения, основывала провинциальные художественные школы и училища, вела научно-исследовательскую деятельность, а также способствовала формированию музейных коллекций, проводила выставки и конкурсы, издавала разнообразную литературу и научные труды.
Конференц-секретарь Императорской Академии Художеств А.М. Салтыков отмечал: «Известно каждому разумному, что Науки и Художества суть первые укротители злонравия в роде человеческом. Чем более они в народе обитают, тем вящие смяхчается его природная суровость, истребляется леность и праздноделие, удаляются вредные склонности; а напротив того, ими просвещается разум, становляется гражданство, цветет купечество, и приносит увеселение и богатство целому роду человеческому. От них произошло совокупление селений, согласие народов и многое на земли плодов изобилие».
4 марта 1818 года в Москве на Красной площади был торжественно открыт памятник в честь событий 1612 года, когда народное ополчение под предводительством нижегородского старосты Кузьмы Минина и воеводы князя Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов.
В 1808 г. был одобрен проект монумента скульптора Ивана Петровича Мартоса. Средства на сооружение памятника собирались по подписке. По всей России были разосланы гравюры с изображением проекта, «дабы оный был известен всем Россиянам».
«Искусству предлежало воззвать из времен протекших и оживить пред очами потомства то мгновение, когда Минин, уполномоченный от граждан Нижегородских, приходит к Князю Пожарскому, на службе отечеству и от ран изнеможенному, и склоняет его принять начальство над войском, на спасение России ополчаемым» (Историческое описание монумента, воздвигнутого гражданину Минину и князю Пожарскому в столичном городе Москве. 1818).
Памятник Минину и Пожарскому был первым монументом в Москве, поставленным в честь народных героев. Надпись на лицевой стороне постамента гласит: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818».
Скульптурное изваяние было водружено на постамент, по двум сторонам которого укрепили барельефы, изображающие сражение ополченцев с захватчиками и сбор пожертвований на снаряжение ополчения. На барельефе скульптор И.П. Мартос изобразил себя в виде мужчины, отдающего в ополчение сыновей. Один из сыновей скульптора – Алексей Иванович — в 1812 году сражался в армии Кутузова, другой — Никита Иванович — был убит наполеоновскими солдатами во Франции, когда находился там в качестве пенсионера Академии художеств. Тем самым подчеркивалась преемственность исторических событий — изгнание польских интервентов в 1613 году и изгнание наполеоновской армии из России в 1812 году.
В XX веке символика монумента была отражена на одном из саркофагов советского военного мемориала в Трептов-парке (Берлин) — был высечен барельеф «Всё для фронта! Всё для победы!». На нем изображен памятник Минину и Пожарскому, перед которым стоят люди, передающие свое имущество для поддержки армии.
13 мая 1859 года был утвержден устав Русского музыкального общества по инициативе пианиста и композитора Антона Григорьевича Рубинштейна. Целью Общества объявлялось «развитие музыкального образования и вкуса к музыке в России и поощрение отечественных талантов».
А.Г. Рубинштейн писал: «Музыкальное искусство, как и всякое другое, требует, чтобы тот, кто им занимается, приносил ему в жертву все свои мысли, все чувства, все время, все существо свое; только тому, кто таким образом всего себя посвящает этому искусству, оно иногда улыбается, позволяет разоблачать свои тайны, и тогда этот избранник получает право называться артистом и привилегию возвещать миру свое искусство – страшный удел, налагающий на артиста обязанность доставлять своим близким бесконечное наслаждение и дающий ему в вознаграждение за это только пальму мученика».
Русское музыкальное общество соединило образовательную и концертную практики, а его появление стало закономерным следствием развития музыкальной культуры России за предшествующие десятилетия. Спустя три года была открыта первая российская консерватория.
Активное внимание к развитию музыкального искусства уделяли представители императорской семьи. Великая княгиня Елена Павловна с первых шагов оказывала свое покровительство, а во главе Общества, начиная с его зарождения, стояли председатели из Царствующего Дома.
В 1873 году Русское музыкальное общество получило статус «Императорского». С этого периода началось систематическое правительственное субсидирование Общества. Его становление и развитие происходило в формате общественно-государственного института.
Важным результатом просветительской деятельности Общества стало кардинальное изменение роли музыкальной культуры в общественной жизни. В 1890 году констатировалось: «Музыка перестала быть в России забавою, средством для развлечения высших и состоятельных лиц нашего общества, а сделалась для его интеллигентной части положительною потребностью, высшим художественным наслаждением, действующим на духовную, нравственную сторону общественной жизни».
Вторая половина XIX – начало XX века стали одним из блистательных периодов в развитии музыкальной культуры в России. К 1917 году в России было открыто 60 отделений Русского музыкального общества. В основу этого процесса была положена живая деятельность и душевный вклад многих подвижников, радетелей этого искусства, личного участия высоких покровителей, а также музыкальное дарование и отклик со стороны российского общества.
Свою жизненную позицию пианист, композитор, просветитель, педагог и организатор А.Г. Рубинштейн выразил следующими словами: «Человек должен исполнять известные обязанности, иметь свой долг. В противном случае он теряет устои для своего существования».
14 ноября 1870 года было создано Товарищество передвижных художественных выставок. В этот день был утвержден устав Товарищества, целью которого было заявлено «устройство… во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами; развития любви к искусству в обществе и облегчения для художников сбыта их произведений».
В 1871 году в Санкт-Петербурге открылась Первая Передвижная выставка русского изобразительного искусства, демонстрировавшая вступление национальной живописи на собственный путь развития. Номером первым на выставке была картина Н.Н. Ге «Пётр I и царевич Алексей». Внимание привлекали и другие полотна, среди которых: «Грачи прилетели» А.К. Саврасова, «Охотники на привале» В.Г. Перова, «Майская ночь» И.Н. Крамского, «Порожняки» И.М. Прянишникова и «Дедушка русского флота» картина Г.Г. Мясоедова.
Всего за 50 лет существования было организовано 48 выставок. Объединение показывало картины в разных городах России, что позволило приблизить искусство к зрителю. По свидетельству современников, передвижные выставки встречали «сплошным триумфальным шествием». Они же содействовали организации художественных школ, училищ.
В конце 1870-х гг. император Александр II ознакомился с передвижной выставкой и приобрел несколько картин. Позднее посещать выставки стал император Александр III. В 1895 году император одобрил планы по созданию музея русского изобразительного искусства.
Спустя 25 лет после создания Товарищества, один из его организаторов и идейных вдохновителей Г.Г. Мясоедов так охарактеризовал сущность движения: «… оно решилось говорить о том, что ему близко и хорошо известно, с чем рядом оно родилось и выросло; оно решилось быть правдивым или, как принято говорить, реальным, не допускать подделок и подражаний, не желая казаться более того, чем оно есть, при помощи чужих пьедесталов… Товарищество, сложившееся в период перелома, объединило почти все, что умело, или только хотело быть искренним и правдивым, по мере сил и таланта. Это произошло само собой, в силу обязательства, которое оно на себя приняло — знакомить Россию с русским искусством, а не с теми имитациями, которые, как бы не были искусны, останутся бесследными для русской школы… Подъем национального чувства в России создал новые точки опоры и дал доступ новому искусству на все выставки, не исключая выставок Академии Художеств».
Передвижники создали новый художественный образ России, на своих полотнах изобразили ход российской истории, способствовали формированию российской идентичности. На картинах художников были воспитаны целые поколения, с детских лет впитывая культурный код России.
20 июня 1880 года Фёдор Михайлович Достоевский по случаю торжеств, связанных с открытием памятника А.С. Пушкину, выступил с речью на заседании Общества любителей российской словесности. «Пушкинская речь» стала ярчайшим общественно-культурным событием, а обсуждение текста продолжается и в наше время.
Общественная ситуация в этот период в России была сложной — противостояние западного и славянофильского лагерей, раскол общества, социальная напряженность, террористическая активность против государственных деятелей — общество ставило вопросы, искало ответы, находилось в ожидании решений для развития страны. Осмысление пути развития предложил Ф.М. Достоевский в докладе, огласив свое представление «прекраснейшей цели» и разрешение общественного запроса.
Композиционно речь выстроена вокруг трех периодов, которые выделяет Ф.М. Достоевский в «деятельности» А.С. Пушкина. Центром первого периода выступает Алеко — герой поэмы «Цыганы»: Пушкин «отыскал и гениально отметил того несчастного скитальца в русской земле… столь исторически необходимо явившегося в оторванном от народа обществе нашем», это «отвлеченный человек», «скиталец до наших дней и в наши дни».
Героиня романа «Евгений Онегин» Татьяна является выражением второго периода — это тип, «стоящий твердо на своей почве», что служит «свидетельством мощного духа народной жизни».
К третьему периоду относятся произведения, «в которых преимущественно засияли идеи всемирные, отразились поэтические образы других народов и воплотились их гении». Ключевое понятие – «всемирная отзывчивость», в которой выражена «народность в дальнейшем своем развитии, народность нашего будущего, таящегося уже в настоящем».
Ключевая мысль Ф.М. Достоевского заключена в кавычки, что отражает неличностный, а общественный характер озвученного наставления «по народной вере и правде»:
«Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость. Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве”, вот это решение по народной правде и народному разуму. “Не вне тебя правда, а в тебе самом; найди себя и себе, подчини себя себе, овладей собой – и узришь правду. Не в вещах эта правда, не вне тебя и не за морем где-нибудь, а прежде всего в твоем собственном труде над собою. Победишь себя, усмиришь себя – и станешь свободен как никогда и не воображал себе, и начнешь великое дело, и других свободными сделаешь, и узришь счастье, ибо наполнится жизнь твоя, и поймешь наконец народ свой и святую правду его…».
19 мая 1908 года премьерой оперы «Борис Годунов» М.П. Мусоргского на сцене парижской «Гранд-Опера» открылись «Русские сезоны», организованные С.П. Дягилевым. Этому событию предшествовали Русская художественная выставка и Исторические русские концерты 1906-1907 гг.
К оперной постановке Дягилев скрупулёзно готовился: ему хотелось представить миру подлинную Русь конца XVI — начала XVII века. Для воссоздания исторических образов Сергей Павлович объехал всю Россию, собирая сарафаны, старинный бисер и вышивки.
За основу постановки была взята редакция Н.А. Римского-Корсакова, однако Дягилев внес некоторые изменения. Фактически создавая новую версию «Бориса Годунова», Дягилев хотел отобразить трагедию царя Бориса на фоне неимоверно красочных звуковых фресок, противопоставить личность со всеми её внутренними противоречиями и сложностями народной массе. По замыслу Дягилева, было решено сцену «Венчание на царство» дополнить и расширить: «Сцену венчания надо поставить так, чтобы французы рехнулись от её величия».
Главную роль в опере исполнил Ф.И. Шаляпин. Постановка имела огромный успех и колоссальный общественный резонанс, «её называли шедевром и находили ей аналогию лишь в созданиях Шекспира».
Спустя год в Париже состоялся первый балетный показ «Русских сезонов»: «Павильон Армиды». Также были представлены балеты «Половецкие пляски», «Сильфиды» на музыку Шопена, «Клеопатра» А.С. Аренского и дивертисмент «Пир» на музыку М.И. Глинки, П.И. Чайковского, А.К. Глазунова и М.П. Мусоргского. Декорации к этим постановкам готовили именитые российские художники: А.Н. Бенуа, Н.К. Рерих, Л.С. Бакст.
Спектакли дягилевской труппы проходили в различных странах мира — от Германии до Аргентины. Также проводились концерты с исполнением музыки русских композиторов. «Русские сезоны» сыграли не только огромную роль в популяризации русской культуры и искусства за рубежом, но и в развитии мирового художественного процесса.
«Сезоны» продолжались вплоть до начала Первой мировой войны. Позднее художник А.Н. Бенуа так написал об организаторе «Русских сезонов» С.П. Дягилеве: «Этот стихийный человек – одна из самых характерных фигур нашей родины, соединявшая в себе все чары и всю непогасшую мощь русской культуры».
27 августа отмечается День российского кино. История этого праздника началась в 1919 году с принятием Декрета о национализации кинодела, что положило конец частновладельческой кинематографии в России.
В Российской империи первый киносеанс состоялся в мае 1896 года в петербургском саду «Аквариум», а через год был открыт первый кинотеатр. Через 12 лет был показан первый фильм российского производства — «Понизовая вольница» по мотивам народной песни о Степане Разине.
В 1907 году было снято открытие II Государственной думы — так зародилась отечественная кинохроника. В том же году была основана кинофирма А.А. Ханжонкова, которая за 4 года выпустила более 30 художественных фильмов. «…Мы будем систематически выпускать картины, рисующие как внутреннюю жизнь русского человека, так и географию и этнографию России», — писал Александр Ханжонков.
Среди кинокартин были представлены различные жанры: экранизации литературной классики, любовные мелодрамы, исторические фильмы и др.
Как средство донесения культуры и массового просвещения продвигало кино земство. В деревнях создавались просветительные кинематографы. Появилась идея кинопередвижек — «проездиться по России». За три года, начиная с 1911, это движение охватило 75 уездов. В 1909 году был запущен первый кинопоезд — передвижной просветительный кинематограф для детей.
После высказывания В.И. Ленина о том, что «важнейшим из всех искусств для нас является кино», партийное руководство на местах приняло директиву к исполнению для продвижения киноиндустрии. В каждой республике в 1923 году было поручено создание своей национальной киностудии.
Первая государственная киношкола как система специальной подготовки творческих кадров появилась в 1919 году именно в России. Годом раньше частную школу открыл в Москве кинорежиссёр Б.В. Чайковский. Россия первой в мире заложила фундамент профессионального кинообразования.
В 1925 году вышел фильм «Броненосец Потёмкин», снятый режиссёром С.М. Эйзенштейном на первой кинофабрике «Госкино». В 1942 году был создан документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой», рассказывающий о Битве за Москву. Фильм получил Сталинскую премию первой степени в области литературы и искусства за 1941 год, а также премию «Оскар» в категории «Лучший документальный фильм» в 1943 году.
Режиссёр фильма И.П. Копалин вспоминал: «Мы понимали, что фильм должен быть создан в кратчайший срок, что народ должен как можно быстрее увидеть на экране плоды первых побед своей армии. И сразу же из лаборатории материал шёл на монтажный стол. Монтировали и днём и ночью, в холодных монтажных комнатах, не уходя в убежище даже при воздушных тревогах…».