«100 дат российской идентичности» на Международной стратегической сессии «Россия и мир»

Кто мы? В чем самобытность России? Ее культура? Какое место занимает Россия в мире? Эти и еще множество вопросов было поводом обсуждения на сессии, посвященной проекту «100 дат российской идентичности».

Тот мир, который на наших глазах разваливается, уже никогда не станет прежним. Это видно уже практически всем. И каким будет новый мир – не знает никто. Но у России появляется шанс построить свой мир цивилизации, и для этого России придется выиграть достаточно большое количество войн. И одна из этих войн (а любая война имеет, конечно же глобальный характер) идет на территории страны.

Если мы не победим в исторической и идеологической войне, то остальные войны выиграть будет очень и очень сложно. Именно поэтому появился такой проект, как «100 дат российской идентичности». Никто не будет утверждать, что именно эти сто дат являются самыми главными. Цель проекта – помочь нашей молодежи понять, кто они такие, осознать те исторические точки, на которые наша молодежь может опираться, чтобы построить будущую Россию.

В обсуждении данной проблемы приняли участие люди, которые занимаются этой тяжелой и непростой, но столь необходимой работой. Познакомимся с их мнением по данной проблеме.

Станислав Коршунов, один из главных кураторов проекта «100 дат российской идентичности»

Нельзя сказать, что вопрос идентичности появился на повестке дня неожиданно. Идея данного проекта давно витала в воздухе. Сначала эта тема возникала в отдельно взятых группах молодежи, иногда проводилась как небольшие студенческие акции. Теперь она обсуждается со всем научным сообществом, в наших профильных министерствах, в образовательных учреждениях, ведущих университетах.

В этом проекте принимают участие как известные российские академики, так и люди, которые непосредственно понимают, что такое российская идентичность и насколько этот продукт важен для России. Почему «продукт»? Потому что предназначение данного проекта – формирование той самой идентичности, о которой идет речь.

Итак, как этот проект развивается? По какому принципу и кем выбирались эти сто дат? Какие мероприятия в рамках проекта планируется провести? Это и многое другое стало поводом обсуждения.

Даниил Максимович Сальников, специалист АНО «Центр развития социально значимых проектов и содействия укреплению межнационального и межрелигиозного согласия»

В первую очередь он отметил актуальность проекта. В настоящее время происходит разрушение однополярного мира в условиях деглобализации. Наблюдается усиление межнациональной интеграции, когда все страны все больше задаются вопросами: что такое национальный язык, собственная культура и собственная история? Волнуют эти вопросы и Россию, как центр многонационального и многоконфессионального мира.

Эти вопросы становятся еще острее в связи с тем, что некоторые недружественные страны, как во внутренней, так и во внешней политике, пытаются давить на российское государство и российский народ, стремясь навязать всем совершенно другое представление об истории, пытаясь изменить его как на территориях постсоветского пространства, так и внутри самой России. Именно поэтому так важно в данной ситуации заниматься воспитанием межнационального согласия среди молодежи.

В проект, разработанный некоммерческой организацией совместно с институтом «Развитие гражданской идентичности», вошли сто дат, по мнению авторов предопределившие нашу ментальность, наши особенности, конечно, видимые невооруженным взглядом, но на которые следует больше обращать внимание.

Здесь следует отметить:

Проект «100 дат российской идентичности» – это комплексная программа, которая сочетает в себе различные элементы, образовательные модули и культурные мероприятия. Проект не имеет какого-то определенного шаблона, всегда есть место для эксперимента, ведь молодежь всегда находится в динамике развития, поэтому приходится ставить постоянно новые цели, делать новые вызовы. Но центральным стержнем проекта является выставка проекта «100 дат российской идентичности».

В чем идея данной выставки?

Весь представленный на ней материал поделен на модули. Например, важное место занимает модуль, посвященный Великой Отечественной войне. Это был исторический период, когда советскими воинами кровью и мечом ковались исторические победы.

Поэтому в число исторических дат вошли такие даты, как: Сталинградская битва, день освобождения Ленинграда, День Победы и многие другие. Почему так важно донести эту информацию до молодежи? Потому что уже открытым текстом многие правительства недружественных стран стремятся уменьшить роль российских солдат, отдавая первенство в победе над нацистской Германией другим странам, таким как Великобритания или США.

Большое значение отводится и датам современности. Молодежь должна понимать, что привело к распаду Советского Союза, почему важны такие даты как День конституции, День России, День воссоединения России и Крыма и т.д.

Работа с молодежью ведется не только на территории самой России, но и среди молодежи на присоединенных территориях. Именно там заметно, насколько молодым интересны проводимые мероприятия, стремление их присоединиться к каким-то масштабным проектам.

Александр Анатольевич Деманов, лектор российского общества «Знание»

Предложил взглянуть на данный проект с несколько другой точки зрения – с практической. По его мнению, необходимо использовать эти даты с воспитательной целью. Сейчас в педагогической практике можно наблюдать, что у молодого поколения имеется недостаток некоего информационного поля, который помог бы молодому человеку почувствовать свою причастность к жизни страны, ощутить свою национальную идентичность, свою ментальность.

К сожалению, все это было нарушено в последние десятилетия нашими, как оказалось, не совсем «дружескими» соседями. На уроках в школах можно наблюдать, что многие не знают даже значимые судьбоносные для нашей страны даты и, как следствие, не могут определить свое место в жизни «здесь и сейчас». Вся беда, по мнению Деманова в том, что в современных учебниках истории очень мало информации о важнейших датах, их значении для страны. Поэтому именно данный проект позволит заполнить этот пробел в образовании. Материал, предлагаемый в проекте, легко можно подстраивать под любую аудиторию, будь то уроки в школе или занятия в ВУЗе.

Багдасарова Анна Борисовна, директор координационного центра по вопросам формирования у молодежи активной гражданской позиции, Северо-кавказский федеральный университет

Выступая на данной конференции по видеосвязи, гостья отметила, что укрепление общегражданской межнациональной идентичности и межнационального согласия является актуальным вопросом для многонациональной и многоконфессиональной России. Поэтому в ВУЗах республики факультативно ведется курс «Основы профилактики идеологии терроризма и экстремизма», поскольку данная проблема очень обострена для Кавказского региона.

Мнение участников конференции

Во время дискуссии, которая проходила после выступлений отдельных участников, многие отмечали своевременность данного проекта, его историческое и воспитательное значение в работе с молодежью.

В данный проект можно интегрировать многие мероприятия, которые уже несколько лет проводятся на территории страны, объединяя их в единое целое, в некую систему, помогающую решить общую задачу: помочь подрастающему поколению осознать свою идентичность, сопричастность к жизни страны.

Главный плюс данного проекта в том, что он сформировался и вышел «из народа», родился из-за потребности в данном направлении, а не придуман где-то в кабинетах неких министерств.