Очевидно, что понятие культурной идентичности предполагает прямую связь с ценностями, идеалами, традициями того или иного общества, с попытками найти ответ на вопросы:
Учёный-естествоиспытатель и мыслитель В.И. Вернадский отмечал, что сохранение государственного единства — важнейшая цель существования России: «Мы недостаточно оцениваем значение огромной непрерывности нашей территории. То новое, что даёт в быту живущих в нём людей большое по размеру государство, приближается по своему укладу к тому будущему, которому мы все стремимся, к мирному мировому сожительству народов. Огромная сплошная территория, добытая кровью и страданиями нашей истории, должна нами сохраняться, как общечеловеческое достижение, делающее более доступным, более исполнимым наступление единой мировой организации человечества» [28].
Воплощением единства народов России является общероссийская идентичность. В преамбуле к Конституции Российской Федерации выделены основные принципы, на которых базируется основной закон нашего государства.
Особою роль в поддержании единства российского государства и общества играет, как уже не раз отмечалось выше, русский народ. Положение русского народа как государствообразующего начала обусловило его особый характер, придав ему значение центра объединения других народов. Это нашло отражение прежде всего в языке, как в дореволюционной России, так и для СССР, где русский язык был языком межнационального общения.
Стремление к единству сочетается в рамках российской цивилизации с высокой оценкой идеалов свободы. Свобода понимается не как возможность избавиться от правил и ограничений, «навязанных» религией и нравственностью идеалов, возможность проявить свои инстинкты и получить ничем не ограниченное удовольствие («свобода от»). Свобода в русской культуре была связана с понятием «долга» («свобода для»), который является результатом высокого нравственного выбора, возможности поступить в соответствии со своими представлениями о справедливости, не соглашаться на компромисс с собственной совестью. Ключевыми признаками настоящего человека в контексте российской идентичности выступают:
Эти идеалы находили своё выражение не только в произведениях русской культуры, но и биографиях великих людей России, жизнь которых становилась источником нравственных идеалов и примером для подражания. История Отечества, где государство становилось гарантом справедливости, познаётся не просто через социально-исторические закономерности, но прежде всего в судьбах отдельных людей, трудившихся на благо родной страны.
В истории России важнейшим носителем идентичности является культура. Великие открытия российской науки стали одной из основ современного культурного и цивилизационного единства России. Неэвклидова геометрия, телевидение, искусственный каучук, первый искусственный спутник, ранцевый парашют, вольфрамовая лампа накаливания, периодическая система химических элементов, электронный парамагнитный резонанс, открытие явления сверхтекучести, лазеры, графен и многое другое вписано в историю мировой науки. Имена великих российских учёных и изобретателей известны всему миру: Н.И. Лобачевский, Д.И. Менделеев, В.К. Зворыкин, П.А. Сорокин, И.П. Павлов, И.И. Мечников, Л.Д. Ландау, П.Л. Капица, С.П. Королёв, Н.Г. Басов и А.М. Прохоров, А.Д. Сахаров, А.Н. Колмогоров, Г.Я. Перельман и ряд других.
Мы уже неоднократно говорили об огромном значении языка и литературы в контексте идентичности, поэтому невозможно переоценить роль шедевров национального устного и письменного творчества, являющихся неотъемлемым элементом культурного богатства всей нашей страны. Назовём лишь некоторые из выдающихся произведений, например, «Олонхо» — якутский эпос, «Калевала» — карело-финский эпос, «Джангар» — калмыкский эпос, нартский эпос народов Северного Кавказа, «Шарвили» — лезгинский эпос, «Нимнгакан» — эвенкийский эпос, «Урал-батыр» — башкирский эпос.
Многие произведения писателей и поэтов народов России горячо любимы всеми гражданами страны и получили международную любовь и признание. Без них просто немыслима мировая литература.
В великих литературных произведениях, ставших классикой мировой культуры, нашли отражение важнейшие ценности российской цивилизации – тяготение к правде, справедливости, сострадание, человечность. Для русской литературы, пронизанной философским началом, характерно стремление ставить и решать самые глубинные вопросы бытия – о добре и зле, природе человека, смысле жизни. В творчестве великого гения русской культуры А.С. Пушкина, по словам ещё одного гения, Ф.М. Достоевского, проявилась такая черта духовной жизни России, как «всемирная отзывчивость» — умение проникаться духом выдающихся достижений культуры разных стран и народов, выступать с ними в диалог, творчески переосмысливать и делать их своими. Ещё одним замечательным свойством русской литературы стало внимание к человеку как к таковому – умение увидеть и оценить в каждом свойства его личности, понять и оценить глубину душевного мира каждого, даже самого внешне непримечательного человека. «Шинель» Н.В. Гоголя, «Бедные люди» и «Униженные и оскорблённые» Ф.М. Достоевского пронизаны этим пафосом.
Предельно заострённый вопрос о природе добра и зла в душе человека был поставлен в великих романах Ф.М. Достоевского – «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы». О том же рассуждал великий современник Ф.М. Достоевского – Л.Н. Толстой, представивший в своих произведениях и тончайший анализ душевной жизни людей, и грандиозную эпопею великих исторических событий, менявших жизнь человечества, рассуждавший о судьбе человека на фоне истории (роман-эпопея «Война и мир»).
Дерзновенным порывом в будущее пронизаны художественные произведения русского авангарда начала ХХ в. – поэзия В.В. Маяковского, дизайн В.Е. Татлина, кинематограф С.М. Эйзенштейна и многое другое.
Известно, что архитектурные и археологические памятники играют важную роль в формировании общенационального самосознания. Семнадцать объектов на территории Российской Федерации включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО: исторические памятники Новгорода и его окрестностей, храмы псковской архитектурной школы, Московский Кремль и Красная площадь, исторические центры Санкт-Петербурга и Ярославля, архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры, белокаменные памятники Владимира и Суздаля, ансамбли Новодевичьего, Соловецкого и Ферапонтова монастырей, Кижский погост, церковь Вознесения в Коломенском, Казанский кремль, цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента, Булгарский историко-археологический комплекс, петроглифы Онежского озера и Белого моря.
Все эти шедевры могли не сохраниться, если бы не бережное отношение наших предков к своей истории, искусству и культуре. Огромное значение в развитии и сохранении культуры, искусства народов России, науки внесли отечественные меценаты. Наша история знает целые семьи меценатов XIX – начала XX в. из числа видных предпринимателей: Третьяковы, Бахрушины, Хлудовы, Боткины, Мамонтовы, Морозовы, Щукины и многие другие. Отрадно, что в наши дни традиция меценатства возрождается.
Величие русской литературы, скульптуры, живописи, музыки, архитектуры и других направлений искусства стало не только основой уважения к русской культуре, но и объединяющим началом внутри самого Российского государства. Духовно-нравственные ценности, выраженные в великих произведениях российской культуры, неизменны, и их постижение в художественной форме — важнейший фактор российской идентичности и народного единства.
Культура России – не только носитель и величайший выразитель духовно-нравственных ценностей российской цивилизации, но и их источник. Главным стержнем ценностей отечественной культуры всегда выступали: примат духовного над материальным, соборность, труд для общей пользы, справедливость, свободолюбие, любовь к людям, любовь и служение Отчизне, готовность к его защите, вплоть до самопожертвования.
Государственная культурная политика — направление политики государства, связанное с планированием, проектированием, реализацией и обеспечением культурной жизни государства и общества. Она нашла выражение в «Основах законодательства Российской Федерации о культуре», где её задачи определяются как гарантии государственной поддержки культуры и национально-культурной автономии народов Российской Федерации [29]. В этом документе была поставлена следующая задача: разработка и реализация государственной культурной политики, направленной на формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития». Культура обозначена в числе национальных приоритетов государства, названа фактором и гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности Российской Федерации.
К задачам государственной культурной политики также относится охрана её основ от внешних негативных факторов. Эти факторы нашли отражение в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. [30].
28. Вернадский В.И. Биосфера и Ноосфера. URL: https://bio.wikireading.ru/hwmPDF8yrl
29. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утверждены Верховным Советом Российской Федерации 09 октября 1992 № 3612-1) (ред. от 10 июля 2023 г., с изменениями и дополнениями, вступ. в силу с 22 декабря 2023 г.) URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102018866
30. Указ Президента Российской Федерации от 02 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001