Выше не раз отмечалось, что огромную роль в обеспечении единства и стабильности российского общества играет государственная национальная политика. Обеспечение гармонизации межнациональных отношений является важнейшей составной частью укрепления общероссийской идентичности. К настоящему времени Россией накоплен огромный опыт регулирования межнациональных отношений. Это позволяет лучшим образом учитывать ошибки, допущенные в прошлом, опираться на уже имеющиеся достижения и совершенствовать сферу межнационального диалога в настоящем.
Основные задачи в данной сфере сформулированы в «Стратегии государственной национальной политики на период до 2025 года», принятой в 2012 г. К числу задач относятся обеспечение равноправия граждан и реализации их конституционных прав, обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, обеспечение социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики Российской Федерации, содействие этнокультурному и духовному развитию народов Российской Федерации. Важнейшей задачей является формирование у детей и молодёжи на всех этапах образовательного процесса общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры межнационального общения, основанной на уважении чести и национального достоинства граждан, традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
В качестве обязательного условия укрепления государственного единства рассматривается сохранение и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации и языков народов Российской Федерации. Приток значительного числа трудовых мигрантов и вынужденных переселенцев на территорию России ставит задачу формирования системы социальной и культурной адаптации иностранных граждан в России и их интеграции в российское общество. Усложнение характера общественного развития требует совершенствования государственного управления в сфере регулирования межнациональных отношений. Важной задачей является совершенствование взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации.
В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации, иных программных документах и нормативных правовых актах предусмотрена система мер, нацеленных на противодействие угрозам этнокультурной и религиозной самобытности России. Одной из наиболее опасных угроз традиционным религиям и социальной стабильности в целом является экстремизм. В самом общем виде экстремизмом можно назвать противоправную деятельность, обусловленную приверженностью той или иной радикальной идеологии, в том числе — религиозной. Экстремизм не существует сам по себе, в отрыве от экстремистских групп. Он всегда базируется на той или иной религии и идеологии, которая подвергается переосмыслению идеологами экстремистского сообщества. В основе одних экстремистских сообществ могут лежать только политические или религиозные учения, в других — и религиозный, и политический фактор сосуществует наряду друг с другом. Наиболее радикальным проявлением экстремизма является терроризм, то есть воплощение экстремистских идей на практике путём систематического применения террора.
Любому направлению экстремизма присуща нетерпимость к инакомыслию. Несогласный в глазах экстремиста приобретает статус врага, в то время как собственное сообщество обладает для экстремиста безоговорочной ценностью и закрыто для критики. Зачастую экстремистская идеология с недоверием относится к прогрессу, науке и государству, для борьбы с которыми предлагает насильственные методы.
Экстремистский радикализм всегда представляет собой комплексное явление, в основе которого лежат объективные причины. Можно выделить две группы факторов радикализации, способствующих развитию экстремистских настроений:
1. Макросоциальные (экономические и политические) факторы обусловлены растущим уровнем социального неравенства, отсутствием уверенности в завтрашнем дне, ростом влияния лженаучной информации.
2. Микросоциальные (психологические) факторы вызваны слабой развитостью психологической помощи: травля в коллективе и обесценивание психологических переживаний подростка могут стать причиной его вовлечения в экстремистскую деятельность.
В российском законодательстве определение экстремистской деятельности даётся в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности» [31]. Закон содержит определение экстремисткой деятельности, включающей в себя различного рода действия, направленные против государства, а также различных социальных групп, выделяемых по религиозному, национальному, расовому, половому и языковому признакам. Таким образом, религиозно мотивированный экстремизм является подвидом экстремизма вообще.
Религиозный экстремизм чаще всего базируется на фундаментализме, то есть крайне консервативном понимании религии, являющемся реакцией на секуляризацию современного мира. Однако важно понимать, что не всякий фундаментализм ведёт к экстремизму. Для религиозного экстремизма характерно неприятие современного мира и стремление насильственным путём изменить его в соответствии с собственной идеологией. Это может быть и возврат к «истокам», и уничтожение иноверцев, и отказ от достижений современных науки и культуры.
Экстремизм может базироваться на любых религиях. Существуют террористические и экстремистские организации, использующие ислам («Исламское государство», «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), христианство («Армия Бога»), буддизм (движение «969»), индуизм («Вишва Хинду Паришад»), неоязычество («Древнерусская инглиистическая церковь православных староверов-инглингов») и т. д. Религиозный экстремизм противопоставляет себя традиционным религиозным институтам, которые, в свою очередь, экстремистский радикализм оценивают резко негативно. Вместе с тем важно отметить, что, учитывая исторические реалии, закон «О противодействии экстремистской деятельности» обозначает особый статус священных текстов традиционных религий. Согласно ст. 3-1 этого закона, Библия, Коран, Танах и Ганджур, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами.
Борьба с любого рода экстремизмом должна быть неразрывно связана с решением тех проблем, которые порождают экстремистские настроения. Таким образом, борьба с экстремизмом есть прежде всего его профилактика. Комплексное противодействие экстремистской идеологии должно осуществляться на трёх уровнях:
1. На национальном и даже международном уровне должны быть решены глобальные социально-экономические и социально-политические проблемы. Прежде всего необходимо максимальное смягчение социального неравенства, создание рабочих мест, открытие возможностей роста для малоимущих слоёв, борьба с коррупцией, политика социокультурной адаптации и интеграции инокультурных иммигрантов.
2. На локальном групповом уровне необходимо отслеживание психологического состояния коллектива, мягкий контроль проблемных подростков, не допускающий травли и издевательств, обеспечение возможности их социализации и самовыражения, научная пропаганда, этическое воспитание в духе общечеловеческих ценностей.
3. На индивидуальном уровне решающую роль играет воспитание критичности в самом себе, обучение методикам критического восприятия информации.
Если борьба с терроризмом осуществляется государственными силовыми ведомствами, то борьба с экстремизмом требует также привлечения специалистов в области национальных и религиозных отношений, а также представителей легально действующих религиозных организаций. Совместные усилия государства и общественных структур в этой, как и в других сферах обеспечивают духовное единство общества, возможности для его поступательного движения по пути самобытного развития.
31. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ.
URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102079221&ysclid=le6yeqy1lt53146488