Самые ранние этапы этого процесса были связаны с возникновением и развитием государства Русь, о котором уже не раз говорилось на страницах этой книги. Формирование государства было во многом обусловлено геополитическими факторами, географическими особенностями огромных пространств Восточно-европейской равнины и прилегающих к ней земель. Очагом возникновения государства, по мнению большинства историков, были городские центры на севере равнины – город Ладога, затем Великий Новгород. Здесь в IX в. возникли крупные поселения «руси», в которых учёные видят общины скандинавов – воинов и торговцев, постепенно смешавшихся со славянами. Геополитические, военные и торговые интересы влекли русов на юг, и в 882 г. два крупных центра на Восточно-европейской равнине – Новгород и Киев – объединились под властью князя Олега.
Далее дорога правителей нового государства лежала к берегам Чёрного моря, в Крым и к располагавшейся за морем Византией. Общение с этим крупнейшим государством Средневековья, наследницей Римской империи (её восточной части), важнейшим центром культуры и искусства, сыграло огромную роль в истории Руси.
Контакты населения Восточно-европейской равнины с Византией уходят корнями в древность. Из письменных источников нам известно, что в 860 г. русы совершили поход на столицу Византии Константинополь (или Царьград, как называли его славяне). Внезапно поднявшаяся буря разметала суда, что византийцы сочли чудом, совершённым Божией Матерью, которой они молились во время нашествия. Устрашённые русы вскоре после этого приняли крещение. Это было первое, так называемое Фотиево, крещение Руси. Оно состоялось при патриархе Константинопольском Фотии, который направил на Русь первого православного епископа. И хотя в дальнейшем язычество вновь восторжествовало почти на столетие, от Фотиева Крещения можно отсчитывать начало существования православной веры на Руси.
В 988 г. при князе Владимире принятое из Византии христианство становится государственной религией Руси. Это событие явилось важнейшей вехой в истории государства и культуры, русского самосознания. Оно сплотило народ, дало мощный импульс общественно-политическому и культурному развитии, расширило международные контакты государства. По мере укрепления единства государства прежние племенные этнонимы (поляне, древляне, кривичи, словене и прочие) постепенно исчезли, уступив место понятиям «Русь», «русский народ».
На основе диалектов восточнославянских племён формируется общий для всей Руси древнерусский язык, хотя отдельные области сохраняют свои особенности. Общий язык ещё более сплачивает русский народ как единое целое. Расселение славян на новые территории — главным образом, на Север, Северо-Восток и Восток, приводит к распространению русского языка на территории, где славянское население соседствовало с местными финноугорскими и тюркскими народами.
Большое влияние на формирование русского языка оказал церковнославянский язык, который пришёл на Русь после её крещения как язык богослужения Русской церкви. Язык этот сформировался на основе наречия балканских славян в результате миссионерских трудов, предпринятых святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием и их учениками, которые не только принесли славянам христианскую веру, но и создали для них письменность, фактически став основоположниками славянской культуры.
И хотя деятельность Кирилла и Мефодия и их учеников протекала преимущественно на Балканах и в Моравии (часть современной Чехии), Русь после своего крещения при князе Владимире в полной мере восприняла плоды их трудов, прежде всего — славянскую кириллическую письменность. Благодаря этому на Руси стала развиваться самостоятельная книжная традиция, которая уже к середине XI в. достигла выдающегося уровня. Об этом свидетельствуют творения Илариона, первого Русского митрополита, поставленного из числа уроженцев Руси, прежде всего — его знаменитое «Слово о законе и благодати».
По уровню развития зодчества, иконописи и других форм искусства Русь также не уступала другим странам Европы — и нередко превосходила их. Грандиозные Софийские соборы были воздвигнуты в крупнейших городах Руси — Киеве, Великом Новгороде и Полоцке. Принесённые из Византии виды и направления художественного творчества (архитектура, иконопись, фресковая живопись и мозаика в храмах) со временем стали важнейшими формами проявления самосознания русского народа, стремившегося осмыслить основные идеи христианства в соответствии со своим миропониманием.
Одним из проявлений подобного осмысления стало утверждение идеи равенства Руси с другими христианскими странами и народами, в том числе с Византией, из которой князь Владимир принял христианство, и даже о способности молодого народа превзойти своих учителей на пути духовного самосовершенствования. Возведение Софийских соборов, величественных Золотых ворот в Киеве подчёркивало стремление столицы Руси не уступать по величию Царьграду. Мысль о величии Руси отчётливо звучала и в «Слове о законе и благодати» Илариона. «Восхвалим же, — восклицал митрополит, — свершившего великие и чудные деяния учителя и наставника нашего, великого князя земли нашей Владимира, внука старого Игоря, сына же славного Святослава, которые, во дни свои властвуя, мужеством и храбростью известны стали во многих странах, победы и могущество их вспоминаются и прославляются поныне. Не в худой ведь и неведомой земле они владычествовали, но в Русской, что ведома во всех четырех концах земли».
Внешнеполитическое могущество русского государства, его международное значение, существенно укрепившееся после принятия христианства, стали ещё одним важным фактором, влиявшим на складывавшееся самосознание Руси. Перемены, произошедшие в жизни русского государства после её крещения и преобразований, проведённых князем Владимиром и его сыном князем Ярославом Мудрым, привели к тому, что уже в первой половине XI в. Русь стала одной из самых сильных держав Европы. Представители большинства европейских правящих домов считали за честь породниться с киевским князем и заручиться его союзом. Многообразны были династические браки, заключавшиеся домом князя Владимира. Сам креститель Руси был женат на византийской царевне, его сын Ярослав – на шведской принцессе, дочери последнего были замужем за французским, венгерским и норвежским королями.
Несмотря на всё могущество Руси, ей много сил приходилось тратить на оборону своих границ – прежде всего, на защиту от натиска воинственных кочевников. Особенно сложной эта задача стала со второй половины XI в., после смерти Ярослава Мудрого, когда единство Руси начало слабеть, в её жизни стали проявляться центробежные тенденции. Последующие события показали, что распад Руси, в конечном счёте, не удалось преодолеть. Однако и в самые тяжёлые эпохи в сознании народа не исчезало стремление к единству. В начале XII в. внук Ярослава Мудрого Владимир Мономах сумел сплотить силы государства и оказать отпор половцам. Постепенное «замирение» степняков способствовало тому, что между Русью и Степью, как отмечалось выше, установился определённый баланс. Но оказать отпор новому, на этот раз гораздо более сильному, удару Степи Русь не могла. Монгольское нашествие конца 1230-х – начала 1240-х гг. положило начало новому этапу русской истории.