Эпоха борьбы за независимость

Трагические события, связанные с нашествием, ярко выявили патриотизм защитников Руси, их мужество, способность к самопожертвованию. Летописи и художественные произведения сохранили много примеров героизма. Так, например, маленький город Козельск (на территории современной Калужской области) своим отчаянным сопротивлением захватчикам на целых семь недель задержал их продвижение. В литературном произведении «Повесть о разорении Рязани Батыем» был создан собирательный образ богатыря Евпатия Коловрата, сумевшего нанести ряд тяжёлых поражений монголам. Лишь окружив кучку храбрецов камнемётными орудиями и забросав их камнями, монголы смогли справиться с ними. «О, Евпатий! Если б ты у меня служил, я держал тебя у самого сердца!» — восклицал, согласно преданию, завоеватель Руси хан Батый, поражённый мужеством богатыря. Но силы были неравными — разрозненные русские княжества не могли противостоять огромным силам монголов.

Вместе с русскими от монголов пострадали и многие другие народы, проживавшие на территории исторической России. Жестокому разгрому подверглась Волжская Булгария. Монголы подчинили своей власти мордву, а также половцев и другие тюркские народы южнорусских степей, аланов (предков нынешних осетин) и другие народы Кавказа.

Завоевание Руси монголами, подчинение русских земель Монгольской империи, а затем и Золотой Орде оказали значительное влияние на ход истории, направление развития русского самосознания. Прежде всего, они стали одной из причин изменения геополитической ситуации на Восточноевропейской равнине. Политическая конфигурация русских земель существенно трансформировалась. Весь центр былой Руси (Киев с Поднепровьем, Переяславль, Чернигов и прилегающие к нему регионы, так называемая Северская земля) были разорены, жизнь там надолго замерла. Киев превратился в небольшое селение, где проживало буквально несколько сот человек. Уцелевшее население центральных областей Руси массово бежало на Север, туда, где можно было укрыться от вражеских набегов за стеной густых лесов. Лесостепное Поднепровье в ту пору фактически обезлюдело. Но в сознании народа сохранялась память о временах государственного единства. Эту память хранили народные эпические произведения – былины, повествовавшие о славном князе Владимире и его богатырях. Показательно, что большинство этих былин впоследствии было открыто и записано на севере, в Архангельском крае, куда когда-то бежали жители юга Руси. 

Ослабление центра былой Руси после нашествия монголов отчётливо выявило возвышение двух новых центров, уже в XII – начале XIII в. укреплявшихся на рубежах русского государства – Галицкой (иначе Червонной) Руси на юго-западе и Владимиро-Суздальского княжества на Северо-Востоке, с которым были тесно связаны Новгород и Псков. Правители этих земель по-разному отреагировали на сложившуюся геополитическую ситуацию. Для Северо-Востока огромное значение имела деятельность великого князя Владимирского Александра Ярославича, вошедшего в историю с именем Невского. С его деятельностью было связано формирование политического курса, который в конечном счёте привёл к объединению русских земель вокруг Москвы и освобождению от ордынской зависимости.

Объединение русских земель

Александру Ярославичу, причисленному Церковью к лику святых, довелось действовать в эпоху, отмеченную не только нашествием на Русь монголов, но и усилившимся натиском на русские земли с запада. К этому времени (середина XIII в.) отчётливо выявились различия между христианством западным, католическим и восточным, православным. Отношения между ними стали во многом враждебными. Ещё в 1204 г., во время Четвёртого крестового похода, рыцари-крестоносцы подвергли разгрому столицу православной Византии – Константинополь – и почти на 60 лет утвердили там свою власть. Как объект Крестовых походов на западе рассматривались и земли, граничившие с Русью (прежде всего, Прибалтика), и сама Русь. И под лозунгами насаждения католичества, и с целью захвата новых территорий западные государства усилили натиск на Русь. Одним из главных борцов с ним суждено было стать Александру Ярославичу. В 1240 г. 19-летний князь, правивший в то время в Новгороде, разгромил шведов, высадившихся на берегах реки Невы (за что и получил прозвание «Невский»). 

Ещё одним подвигом Александра стал разгром немецких рыцарей Тевтонского ордена, утвердившихся к этому времени в Прибалтике и пытавшихся подчинить свой власти Псков и Новгород. Славной страницей истории России явилось сражение 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера (Ледовое побоище), в ходе которого войско Александра Невского нанесло тяжёлое поражение рыцарям Тевтонского ордена. При этом князь, противостоя Западу, вынужден был мириться с властью монголов – для сопротивления ей в то время не было реальных возможностей. В отличие от западных захватчиков, монголы были веротерпимы, не посягали на культурную самобытность Руси. Под властью Монгольской империи, а затем Орды существовала возможность сохранить веру, язык, культуру, а значит, постепенно накопить силы для освобождения.

курс на союз с западом

Трагическим антиподом Александра Невского выступает другой знаменитый князь — Даниил, правивший галицкими и волынскими землями. В отличие от Александра, Даниил выбрал курс на союз с Западом. Папа Римский Иннокентий IV обещал галицкому князю организовать крестовый поход европейских рыцарей против монголов и освободить Русь от ига. За это князь Даниил Романович и его подданные должны были признать над собой власть папы римского и присоединиться к Католической церкви. В знак своего покровительства папа даровал Даниилу королевскую корону. Но никакой реальной помощи в борьбе с монголами князь не получил.

Тем не менее, его преемники продолжали искать помощи для Галицко-Волынской Руси у Запада. Итог был трагичен — к середине XIV в. Галицко-Волынское княжество перестало существовать как самостоятельное государство. Его земли разделили между собой западные соседи — Польское и Венгерское королевства, а также Великое княжество Литовское. В результате западнорусские земли на несколько веков попали под власть иноземных государей-католиков, а их население — под национальный и религиозный гнёт. Именно тогда западные земли стали называть Малой и Белой Русью, а Северо-Восточная Русь получила название Великой. В частности, именно так именовали разные части Руси в официальных светских и церковных документах Византийской империи и Константинопольского патриархата. Эти названия в форме Великороссии, Малороссии и Белоруссии дошли и до нашего времени.

укрепление руси

Несмотря на тяжёлую зависимость от Орды, в Северо-Восточной Руси постепенно стало восстанавливаться нормальное течение жизни. Особую роль в этом процессе сыграли правители постепенно возвышавшегося на Северо-Востоке Московского княжества, особенно внук Александра Невского Иван Калита. Уклоняясь от конфликтов с Ордой, он постепенно укреплял власть Москвы, собирал вокруг неё разрозненные русские земли. Это позволило Руси за несколько десятилетий мирной жизни восстановить свои силы, а главное — вырастить несколько поколений людей, не запуганных врагом, но готовых выступить на борьбу за освобождение Отечества. Большую роль в их воспитании сыграла Русская православная церковь в лице своих великих святителей митрополитов Петра и Алексия Московских и преподобного Сергия Радонежского, основателя Троице-Сергиева монастыря (впоследствии лавры).

Во второй половине XIV в. в Орде разгораются междоусобицы, она заметно ослабевает. Это даёт возможность русским землям под главенством Москвы начать борьбу за независимость. В 1380 г. объединённое русское воинство во главе с великим князем Дмитрием Донским, внуком Калиты, вышло сразиться с ордынцами на Куликово поле. В составе русского войска были полки почти из всех земель Северо-Восточной Руси. К ним примкнули и многие выходцы из Западной Руси, в том числе — воевода князь Дмитрий Боброк-Волынский и даже сыновья Великого князя Литовского Ольгерда — Андрей и Дмитрий. Куликовская битва стала важнейшим шагом в деле сплочения различных русских земель, подъёма и укрепления самосознания Руси. 

Куликовская победа не привела к немедленному освобождению от Орды. Спустя два года после битвы хан Тохтамыш обманом захватил и сжёг Москву, восстановив ордынскую власть над Русью. Однако вектор исторического развития определился достаточно чётко, освобождение стало неизбежным. Московское государство крепло, в его состав постепенно включались не только русские земли, но и многие соседние народы (прежде всего, финно-угры – коми-зыряне, марийцы, мордва и др.). От Руси они заимствовали православную веру, а вместе с ней искусства, ремёсла, письменность. В целом, во второй половине XV в. русские земли подошли к началу нового этапа своей истории.