Большевики, установившие свою власть на территории основной части бывшей Российской империи после победы в Гражданской войне, выступали как носители принципиально новой, революционной идентичности и стремились утвердить её для всего населения России. Новая идентичность основывалась на лозунгах установления диктатуры пролетариата и борьбы против бывших «эксплуататорских классов», прежде всего дворянства, духовенства и буржуазии. В первом разделе Конституции РСФСР 1918 г. под названием «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» закреплялась власть пролетариата — Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, историческое предназначение которых состояло в разрушении эксплуатации человека человеком и торжестве коммунизма, при котором деление на классы будет ликвидировано.
Лежавшая в основе советской идентичности коммунистическая идея должна была задавать ориентиры для развития всех сфер общественной жизни, определяла государственную политику, оценки прошлого и настоящего, а также образы будущего. Отсюда сакрализация событий, связанных с приходом большевиков к власти 25 октября (7 ноября по новому стилю) 1917 года, получивших официальное название Великой Октябрьской социалистической революции. Объектом почитания становились герои революции и Гражданской войны. Ключевые даты формирования гражданской идентичности в СССР связывались со становлением и эволюцией советского государства. Точка отсчёта советской истории — день рождения «государства рабочих и крестьян» 25 октября (7 ноября) 1917г. — стала главным праздником страны, который торжественно отмечался и выступал символом консолидации советского общества.
Важнейшее место в рамках новой идентичности занимал вопрос о регулировании межнациональных отношений. Его значение во многом определялось той ролью, которую национальный вопрос стал играть в последние десятилетия существования Российской империи. При решении этого вопроса большевики, в русле лозунгов о предоставлении трудящимся массам максимально широких гражданских прав и равных возможностей, исходили из одобренного теоретиками коммунизма права наций на самоопределение. Осуществляться этот лозунг должен был с учётом принципа пролетарского интернационализма. Базовым документом, определявшим подход большевиков к регулированию сферы межнациональных отношений, стала Декларация прав народов России (15 октября 1917г.). Она провозглашала равенство и суверенноcть народов России; отмену всех национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений; свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих страну. Союз народов России рассматривался большевиками прежде всего как общность классового характера, союз рабочих и крестьян, спаянных в одну революционную силу для победы над империалистической буржуазией.
Дифференцированный подход к решению национального вопроса, серьёзно повлиявшего на распад Российской империи, обусловил образование государства с формой федеративного устройства, основанной на этнотерриториальном принципе.
На разных этапах развития СССР советская идентичность переживала сложные трансформации, связанные с изменениями в жизни советского общества. Глубокое воздействие на самосознание советских людей оказали развернувшиеся в 1930-е гг. процессы реконструкции народного хозяйства – прежде всего, проведение индустриализации, выведшей СССР на одно из первых мест в мире по уровню промышленного развития. Индустриализация сопровождалась ростом социальной мобильности, урбанизацией, механизацией сельского хозяйства, широким распространением образования, развитием науки и техники. Массы людей перемещались в города, рос образовательный уровень населения. Многие люди были охвачены энтузиазмом, связанным со строительством нового общества.
Успехи индустриализации, достижения науки и техники, подвиги, связанные с освоением природы – изучение стратосферы, Арктики и Северного морского пути становились предметом гордости советских людей, способствовали укреплению советской идентичности. Однако эта идентичность была проникнута глубокими противоречиями. Теневой стороной разворачивавшихся в стране процессов являлось широкое применение насилия и принуждения в ходе проведения индустриализации и особенно коллективизации в деревне, развернувшиеся в конце 1930-х гг. массовые репрессии, призванные покончить с «классовым врагом» и во многом связанные с утверждением единовластия И.В. Сталина.
Пафос радикального преобразования общества, стремление к утверждению новых порядков – все эти настроения, широко распространённые в советском обществе в первый послереволюционный период, казалось, закрепляли необратимый разрыв с прошлым. Мировая коммунистическая революция, надежды на которую питали большевики в 1920-е гг., должна была, в их представлениях, покончить со старыми порядками во всемирном масштабе. Однако постепенно развитие социально-политических процессов в стране выявило устойчивость исторических традиций, с которыми приходилось считаться даже самым решительным революционерам. В 1930-е гг. стал ясен провал надежд на мировую революцию. С другой стороны, всё явственнее вырисовывалась опасность новой войны, в ходе которой нужно будет опираться на идеи патриотизма. Всё это заставило большевиков постепенно отказаться от тотально негативного, зачастую нигилистического отношения к дореволюционному прошлому, со вниманием отнестись к национальным традициям.
В 1930-е гг. разворачивается поиск ключевых исторических событий, символизирующих приоритет государственного суверенитета, нашедшего своё выражение в образе защитника Отечества и всех, кто прославил его своими достижениями, своим трудом. Это нашло отражение в праздновании юбилеев классиков отечественной литературы (А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и др.), проведении выставок произведений русского искусства, реставрации исторических памятников, постановке классических пьес, а также в кинематографе и других видах искусства. Вехами духовной жизни страны становятся роман А.Н. Толстого «Пётр Первый», поэма К.М. Симонова «Ледовое побоище», шедевр мирового кинематографа фильм С.М. Эйзенштейна «Александр Невский», в котором звучала музыка С.С. Прокофьева, и многие другие выдающиеся произведения.
Тяжелейшим испытанием для Советского Союза, во многом центральным событием его истории явилась Великая Отечественная война 1941–1945 гг. против гитлеровской Германии и её союзников, в ходе которой решался вопрос о самом существовании народов СССР. Уже в первый день войны, выступая по радио, председатель Совета народных комиссаров (глава правительства) В.М. Молотов назвал войну «отечественной», и подвиг советского общества в полной мере подтвердил это определение. В ходе борьбы против захватчиков при решающей роли русского народа прославились представители всех национальностей – выходец из армянской рабочей семьи маршал И.Х. Баграмян, генерал К.Н. Леселидзе, снайперы якут Ф.М. Охлопков, эвенк И.Н. Кульбертинов, нанаец М.А. Пассар и многие другие. Героями Советского Союза стали представители ста национальностей: 7998 русских, 2021 украинец, 299 белорусов, 161 татарин, 107 евреев, 96 казахов, 90 грузин, 89 армян, 67 узбеков, 63 мордвина, 45 чувашей, 43 азербайджанца, 38 башкир, 31 осетин, 16 туркмен, 15 литовцев, 15 таджиков, 12 киргизов, 12 латышей, 10 коми, 10 удмуртов, 9 эстонцев, 8 карелов, 8 калмыков, 6 адыгейцев, 6 кабардинцев, 4 абхаза, 2 молдаванина, 2 якута, 1 тувинец и другие.
В ходе войны основы советской идентичности, включавшие в себя представление об СССР как о главном борце с нацизмом, защитнике идеалов равенства, справедливости, прогресса и просвещения, ещё теснее соединились с важнейшими компонентами исторического наследия России. На символическом уровне проявлялось преемство со славными традициями русской армии и флота – восстановление погон, офицерских званий, гвардейских и казачьих частей, Суворовских и Нахимовских училищ, близких к дореволюционным кадетским корпусам. Вводились ордена в честь выдающихся полководцев и флотоводцев прошлого – Александра Невского, Богдана Хмельницкого, Суворова, Кутузова, Нахимова, Ушакова. «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!» — эти слова, произнесённые И.В. Сталиным во время парада 7 ноября 1941 г. на Красной площади, явились отражением идей, утверждавшихся в сознании советских людей.
Проявлением изменений в официальной идеологии стало введение с 1944 г. нового гимна СССР на музыку А.В. Александрова и слова С.В. Михалкова и Г.А. Эль-Регистана. Гимн, прославлявший «великую Русь», возглавившую «союз нерушимый республик свободных», пришёл на смену прежнему гимну — «Интернационалу», отражавшему идеи международной пролетарской солидарности.
Доставшаяся тяжёлой ценой победа в Великой Отечественной войне, безусловно, была результатом усилий всех народов Советского Союза, но при этом решающую роль в ней сыграл русский народ, на долю которого пришлась основная часть военных и трудовых усилий. Составным элементом советской идентичности стали представления о русском народе как «старшем брате», «первом среди равных». Подводя итоги войны, И.В. Сталин на приёме военачальников в Кремле 24 мая 1945 г. поднял тост за русский народ. Этот народ, подчеркнул советский лидер, «является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза… Он заслужил в этой войне общее признание как руководящей силы Советского Союза… У него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение».
В дальнейшем на эволюцию советской идентичности оказывали воздействие различные обстоятельства внутри- и внешнеполитического характера. Заметную роль сыграло после разгрома гитлеровской Германии начало холодной войны, в ходе которой СССР противостоял странам Запада во главе с США. Эти события способствовали утверждению в сознании советских людей представлений о чётком разделении мира на две системы – капиталистическую и социалистическую, воплощением которого стало создание двух военных блоков – НАТО и объединения Варшавского договора. С середины 1950-х гг. в духовной жизни общества и в официальной идеологии стало заметно стремление вернуться к «ленинским заветам», идеалам революционной эпохи. Во многом данные попытки были связаны с деятельностью нового лидера СССР Н.С. Хрущёва и дискуссиями, развернувшимися после смерти И.В. Сталина вокруг вопроса об отношении к его наследию.
Подвергнув на XX съезде коммунистической партии в 1956 г. критике Сталина за создававшийся вокруг его фигуры «культ личности», авторитаризм и массовые репрессии, Хрущёв попытался обновить основы советской идеологии. Делались попытки возродить романтизм и революционный энтузиазм 1920-х гг. На международной арене отражением подобных установок стала широкая поддержка Советским Союзом национально-освободительной борьбы стран Азии, Африки и Латинской Америки, боровшихся против колониального гнёта стран Запада. В значительной степени СССР в эти годы становится ориентиром для многих стран и народов бывших колониальных империй европейских держав. В самом Советском Союзе ярким явлением духовной жизни общества стала так называемая оттепель – появление целого ряда новых тенденций в литературе и искусстве (живопись, кинематограф, театр), стремившихся по-новому осмыслить ключевые направления общественно-политического развития.
Мощным вдохновляющим фактором для советских людей стали блестящие достижения науки и техники СССР, самыми яркими из которых были запуск первого искусственного спутника Земли в 1957 г., а затем полёт в космос 12 апреля 1961 г. первого космонавта Юрия Гагарина.
К эпохе Хрущёва относится и первая попытка дать официальное определение общегосударственной идентичности советских людей – советскому народу. Выступая в 1961 г. на XXII съезде КПСС, советский лидер заявил: «В СССР сложилась новая историческая общность людей различных национальностей, имеющих общие характерные черты – советский народ. Они имеют общую социалистическую Родину – СССР, общую экономическую базу – социалистическое хозяйство, общую социально-классовую структуру, общее мировоззрение – марксизм-ленинизм, общую цель – построение коммунизма, много общих черт в духовном облике, в психологии». Позже основы советской идентичности (определение советского народа как новой исторической общности) были закреплены в Конституции СССР 1977 г.
Важным фактором общественной жизни в 1950–1980-е гг. явились меры властей по повышению уровня жизни населения, удовлетворению его материальных потребностей. Подобные меры вытекали из самого существа коммунистической идеологии, предполагавшей в качестве важнейшей цели общественного развития достижение материального изобилия. В целом на этом пути советским обществом были достигнуты заметные успехи. При Хрущёве и особенно при его преемнике Л.И. Брежневе уровень жизни советских людей значительно вырос. Неотъемлемым элементом их жизни становится наличие оплачиваемого отпуска, пенсии, во многих случаях отдельной квартиры, нередко и автомобиля. Однако того уровня благосостояния, который обещали коммунистические теории, достигнуть, конечно, было невозможно.
Отражением этого факта стал постепенный отказ советского руководства от курса на «развёрнутое строительство коммунизма», провозглашённого Хрущёвым на XXII съезде партии в 1961 г. (построить коммунизм предполагалось к 1980 г.). Уже в 1967 г., в докладе по случаю 50-летней годовщины Октябрьской революции, Л.И. Брежневым было объявлено, что в СССР построен «развитой социализм» и наступает длительный период его совершенствования. Фактический отказ от достижения цели, которая в течение нескольких десятилетий вдохновляла миллионы советских людей, нанес тяжелый удар по советской идентичности. Он же стал отражением постепенного замедления темпов развития советской экономики, её неспособности удовлетворить растущие материальные потребности общества (особенно на фоне уровня жизни в западных странах).
Попытка вернуть динамизм развитию советского общества была предпринята М.С. Горбачёвым, возглавившим страну в 1985 г. Им была провозглашена политика ускорения, а затем перестройки, нацеленная на проведение структурных реформ в рамках советской социально-экономической и политической системы. В определённой степени здесь проявлялось стремление вернуться к идеям Хрущёва и «ленинскому наследию» 1920-х гг. Провозглашалась необходимость большей открытости по отношению к окружающему миру, лозунг «нового мышления» – ориентация на «общечеловеческие ценности» (как выяснилось впоследствии, в основном – западные). Однако вопрос о том, как совместить намеченные заимствования с основами советской идентичности и всей совокупностью существовавших в СССР социальных и экономических порядков, системой управления не был продуман.
Изменения, проводившиеся в рамках политики перестройки, постепенно подрывали доминировавшие в СССР идеологические принципы, не создавая ничего взамен, разрушали представления, на которых базировалась целостность общества, представления о необходимости поддержания существующего порядка. В условиях разрушения установок, обеспечивавших единство общества, всё большее распространение получали разного рода альтернативные идеологии. Заметную роль среди них играли течения этнического национализма, охватившие большинство народов СССР. Результатом стал распад Советского Союза в декабре 1991 г. и завершение советского этапа отечественной истории.