Россия в годы реформ и революций

На фоне блестящего расцвета русской культуры золотого века, напряжённой работы русской общественной мысли сохранение сословной структуры и крепостного права выглядело всё более архаичным. Разразившаяся в 1853–1856 гг. Крымская война России с коалицией, в которой главную роль играли Англия и Франция, выявили отставание империи от Запада в военно-техническом и экономическом отношении. Несмотря на героическое сопротивление русских войск, самым ярким примером которого стала оборона Севастополя, противникам удалось взять верх. Вступившему на престол в 1855 г. императору Александру II и всему русскому обществу стала ясна необходимость решительных перемен, нацеленных на модернизацию порядков в социальной сфере и экономике.

Важнейшим из преобразований стала отмена крепостного права в 1861 г. Благодаря реформе миллионы бывших крепостных получили личную свободу и большинство общегражданских прав, начали всё более активно включаться в общественную жизнь. При освобождении крестьяне получили землю (хотя и в рамках общины, за большой выкуп и с отрезкой части надела). Эта мера, при всей её ограниченности, всё же способствовала формированию у крестьян (прежде всего, у самой активной и предприимчивой их части) чувства хозяина, сознания, что они могут самостоятельно участвовать в экономической жизни страны.

Великие реформы

Логическим следствием отмены крепостного права стала серия так называемых Великих реформ – введение органов земского (1864) и городского (1870) самоуправления, новых судебных институтов (1864), преобразование университетов (1863) и средних учебных заведений (1864), расширение свободы печати (1865) и ряд других преобразований. Важнейшей была земская реформа. Согласно ей, на местах учреждались выборные органы, занимавшиеся повседневными нуждами населения – развитием начального образования, здравоохранения, статистики, поддержкой местного хозяйства, сети дорог, агрономической и ветеринарной помощью. Депутатов в земство избирали представители всех сословий, что способствовало их сближению на почве повседневной практической работы разных слоёв населения — крестьян, помещиков, горожан, духовенства.

Земская реформа

Важнейшей была земская реформа. Согласно ей, на местах учреждались выборные органы, занимавшиеся повседневными нуждами населения – развитием начального образования, здравоохранения, статистики, поддержкой местного хозяйства, сети дорог, агрономической и ветеринарной помощью. Депутатов в земство избирали представители всех сословий, что способствовало их сближению на почве повседневной практической работы разных слоёв населения — крестьян, помещиков, горожан, духовенства.

Судебная реформа

Судебная реформа, вводившая независимость суда от администрации, гласность и состязательность судебного процесса, содействовала повышению беспристрастности судопроизводства, более прочному обеспечению прав личности.

Военная реформа

Военная реформа 1874 г., согласно которой вводилась всеобщая воинская повинность, стимулировала, как и земская, сближение сословий. 

гимназическая и университетская реформы

Той же цели служили гимназическая и университетская реформы, открывшие выходцам из всех сословий двери средних и высших учебных заведений. Расширение свободы слова, распространение образования и грамотности способствовали в пореформенной России более быстрой и интенсивной циркуляции идей, обмену информацией, что способствовало повышению роли общественного мнения, укреплению национального единства.

укрепление национального единства

Ярким проявлением подобных процессов стали события русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Восстания балканских славян (православных сербов и болгар) против Турции в середине 1870-х гг. вызвали бурную реакцию не только в образованном обществе, но и среди самых широких слоёв народа. Кампания пожертвований, массовый приток добровольцев на помощь повстанцам, выступления печати и общественных организаций – всё это побудило правительство объявить войну Турции, которая закончилась закреплением прав Сербии и Черногории и созданием независимой Болгарии. 

Рост национального самосознания стал яркой приметой эпохи реформ. Однако парадокс заключался в том, что проявлялся он не только в росте общеимперского патриотизма и национального самосознания русских, но и во всё более отчётливом укреплении и развитии такого самосознания у иных этнокультурных сообществ империи. Для большинства народов эти процессы никак не исключали преданности общему Отечеству, предполагая сочетание собственной этнокультурной и общероссийской идентичности. «Верьте в Россию, любите её, и она будет вам матерью», — эти слова просветителя чувашского народа И.Я. Яковлева могли рассматриваться как лозунг многих деятелей национального просвещения в тогдашней России. Однако в подобном русле протекали процессы далеко не во всех частях империи.

В некоторых регионах (прежде всего, на западе) местные элиты взяли курс на дистанцирование от имперского центра и даже на отделение от России. Верхи Финляндии (Великого княжества Финляндского), отвоёванной в начале XIX в. у Швеции и вошедшей в империю на правах широкой автономии, стремились ещё больше расширить свои прерогативы, в перспективе – создать самостоятельное государство. Драматический оборот приняли события в землях бывшей Речи Посполитой, находившейся в составе империи. Местные польские элиты стремились к воссозданию государства, которое включало бы в себя не только польские регионы, но и Литву, Белоруссию и Правобережную Украину. Разумеется, у большинства русского общества это вызвало протест. В 1863 г. вспыхнуло восстание, подавленное военной силой.

Победа над повстанцами была достигнута не только военным путём, но и благодаря проведению широких реформ в пользу местного крестьянства. Однако в целом под влиянием роста социальной напряжённости процесс преобразований в России замедлился. Росту напряжённости способствовала и активизация политической оппозиции в рядах русского общества, о которой следует сказать особо.

Появление оппозиции

Появление оппозиции – общественных сил, которые критиковали правительство и предлагали собственную альтернативную программу развития страны, – было неизбежным последствием изменений, вызванных Великими реформами. Часть оппозиции – либералы (наследники западников и славянофилов) – в принципе одобряли проведённые преобразования, но выступали за их углубление, прежде всего – за дополнение самодержавия совещательным представительством. Иную позицию заняли революционеры. Они считали, что реформы, которые они оценивали, как частичные, непоследовательные, ничего не дают основной массе населения – простому народу. Нужно сокрушить существующие порядки и ввести справедливый общественный строй – социализм.

Вслед за Герценом революционеры 1860–1870-х гг. (за ними закрепилось название народники) основой социализма в России считали крестьянскую общину. Опираясь на этот институт, полагали народники, Россия сможет сразу «перепрыгнуть» в социализм, не проходя через стадию капитализма с его неизбежными тяготами: разорением крестьян, превращением их в пролетариат, в объект эксплуатации со стороны промышленников. Таким образом Россия обгонит Запад, станет во главе мирового развития, явится примером для окружающих стран.

Несмотря на то, что народники стремились представить свои воззрения как строго научную идеологию, в ней были сильны элементы эмоций, подпитывавшихся надеждами на особую миссию России. Яркой чертой народнического мироощущения были максимализм, жертвенность, стремление отдать свои силы и саму жизнь во имя народа. Особенно ярко это проявилось во время массового «хождения в народ» революционной молодёжи в середине 1870-х гг.

При всей привлекательности для многих современников народнических воззрений у революционного максимализма были и негативные черты. Не добившись своих целей путём пропаганды среди крестьянства, народники перешли к революционном террору, жертвой которого в 1881 г. пал Александр II. Гибель главы государства не вызвала, как рассчитывали революционеры, массового народного восстания. Сын и преемник царяреформатора Александр III разгромил революционное подполье, решительно отверг выдвигавшиеся либералами планы созыва представительства и наложил ограничения на многие реформы 1860–1870-х гг. 

Марксизм

Поражение революционеров-народников, а также развитие капитализма в России, исподволь разлагавшее крестьянскую общину, стало основой для появления в русском революционном движении в конце XIX в. нового течения – марксизма. Опираясь на это заимствованное с Запада учение, его сторонники утверждали, что Россия развивается тем же путём, что и страны Европы (пусть и с отставанием), и в ней рано или поздно укоренятся капиталистические отношения. Социализм утвердится лишь после того, как капитализм достигнет высокого уровня развития. Революционерам нужно соотносить свои действия с процессами развития капиталистических отношений и делать ставку в революционной борьбе не на крестьянство, а на гораздо более развитый и сплочённый фабрично-заводской пролетариат (рабочий класс).

Исходивший из мысли о наличии «железных», непреложных исторических законов, которые действуют независимо от эмоций и настроений людей, марксизм был гораздо более жёсткой идеологией, чем народничество. Обезземеливание в ходе капиталистического развития значительной части крестьянства и превращения его в пролетариат, которого так стремились избежать народники, признавалось марксистами исторически неизбежным. Однако на российской почве марксизм не остался единым, пережил раскол и сложную трансформацию.

Само наличие в теории марксизма представлений об объективных законах истории подталкивало часть последователей этого учения к тому, чтобы ждать, пока действие данных законов развернётся в России в полной мере. Социализм должен стать последствием капитализма — значит, надо дождаться момента, когда капиталистические отношения достигнут высокой степени зрелости, а до этого вести организационную работу среди рабочего класса, постепенно готовить его к революции. Другие полагали, что ждать не имеет смысла. Нужно объединить всех обездоленных (пролетариат, беднейшее крестьянство), создать сплочённую революционную партию и при опоре на неё в ближайшем будущем ниспровергнуть существующий строй. 

Различия между двумя направлениями отчётливо выявились в 1903 г., когда марксисты создали свою политическую организацию – Российскую социал-демократическую рабочую партию (РСДРП) [18]. За сторонниками первого направления закрепилось название меньшевики (они получили меньшинство на выборах в руководящие органы партии), второго направления – большевики. Лидеру большевиков В.И. Ленину будет суждено сыграть особую роль в истории России. 

Говоря о развитии общественной мысли во второй половине XIX — начале XX в., надо отметить, что оно, конечно, не сводилось к оппозиционному движению, выработке тех или иных программ политической борьбы. Продолжалось развитие линии, намеченной дискуссиями западников и славянофилов – размышления о месте России в мире, осмысление основ её своеобразия. Важным вкладом в этот процесс стала вышедшая в 1869 г. работа российского естествоиспытателя, философа и публициста Н.Я. Данилевского «Россия и Европа». Данилевский попытался концептуально осмыслить цивилизационный подход к пониманию истории. С его точки зрения, человечество делилось на ряд культурно-исторических типов, каждый из которых развивался по своим законам. Россия вместе с зарубежными славянами представляла собой славянский культурно-исторический тип, который шёл на смену типу старому, отживающему – европейскому (романогерманскому).

Ход мыслей Данилевского продолжил ещё один выдающийся мыслитель – К.Н. Леонтьев, который также исходил из тезиса о самобытности России. Однако основой российского своеобразия он считал не единство со славянами (уже слишком сблизившимися с Европой), а заимствованные некогда из Византии духовно-идеологические начала, «византизм». К ним он относил принцип самодержавной власти, строгого подчинения, общественной иерархии, внимание к духовному в противовес материальному. Дабы сохранить в своей жизни эти принципы, настаивал Леонтьев, Россия должна максимально дистанцироваться от Европы. С Данилевским и Леонтьевым дискутировал выдающийся философ В.С. Соловьёв (сын историка С.М. Соловьёва). Он настаивал на мысли о духовном единстве человечества, необходимости сближения разных культур и религий (прежде всего, православия и католичества). Россия, по мысли Соловьёва, была призвана сыграть в этом сближении решающую роль.

Интерес к востоку, характерный для Леонтьева, углубили и развили уже после революции 1917 г. создатели ещё одной оригинальной концепции самобытности России – евразийства. Евразийцы (лингвист и этнограф Н.С. Трубецкой, географ и экономист П.Н. Савицкий и др.) подчёркивали роль природных, географических условий как главного фактора самобытности России. По мнению евразийцев, огромное равнинное пространство севера Евразии предопределило образование здесь огромных государств, каковыми стали Россия, а затем СССР, обусловило необходимость тесного взаимодействия проживающих здесь народов (славян, финно-угров, тюрков, монголов).

Деятельность евразийцев, как отмечалось выше, развивалась уже в эмиграции, после революции 1917 г., явившейся важнейшим переломным событием в истории России. Общественные потрясения, в свою очередь, стали следствием неуклонно нараставшей к началу ХХ в. в России социально-политической напряжённости. В 1905–1907 гг. разразилась первая российская революция, побудившая власти провести кардинальные реформы. Было созвано законодательное представительство – Государственная Дума, начаты аграрные преобразования, связанные с именем главы правительства П.А. Столыпина. Столыпинская реформа была нацелена на расширение гражданских прав крестьян, предоставление им возможности выйти из общины, закрепить землю в собственность, развивать индивидуальное хозяйство. 

В целом эти преобразования открывали возможность для стабилизации социально-политической обстановки, укрепления национального единства. Но они начали проводиться слишком поздно. В 1914 г. Российская империя оказалась втянута в Первую мировую войну, удара которой она не выдержала. Затяжной характер военных действий, в ходе которых русская армия долго не могла добиться решительного перелома, ухудшил положение народных масс и активизировал политическую оппозицию. Беспорядки в Петрограде (так после начала войны стал называться Санкт-Петербург) в феврале 1917 г. привели к падению монархии. Пришедшее к власти Временное правительство не смогло стабилизировать ситуацию в стране. Территория империи начала распадаться на разного рода национальные образования, а затем погрузилась в хаос Гражданской войны, завершившейся победой большевиков.

18. С 1919 г. партия называлась коммунистической: Российская, затем Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) – РКП(б), ВКП(б), а в 1952 г. получила название Коммунистической партии Советского Союза (КПСС).