20 Дек Стратегическая сессия “Основы российской идентичности”
За свою тысячелетнюю историю Россия сформировалась как особое, уникальное соционормативное и культурное пространство. Однако сегодня актуальными являются исследовательские вопросы, касающиеся понимания и описания того, что представляет собой Россия. Кто населяет нашу страну? Что сплачивает представителей различных этносов и конфессий, формируя единство народов России? В чём заключается та самая уникальность, цивилизационная особенность России? Что представляют собой основы российской идентичности?
В рамках Форума российской идентичности состоялась стратегическая сессия “Основы российской идентичности”, в которой приняли участие: заведующий кафедрой управления в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор исторических наук Полунов Александр Юрьевич:
“Наряду с этническими, этнокультурными, этноконфессиональными, региональными идентичностями, которые, конечно, сохраняются в такой многообразной стране как наша, есть еще более высокий политико-правовой гражданский уровень – российская нация, которая объединяет всех россиян, независимо от этнической, религиозной или иной принадлежности.”
“Такие духовно-нравственные ценности, перечисленные в указе Президента, как милосердие, справедливость, приоритет духовного над материальным, служение отечеству, ответственность за его судьбу, коллективизм, социальная солидарность, взаимопомощь и взаимоуважение подчеркивают самобытность России как цивилизации.”
Научный руководитель Института востоковедения Российской академии наук, академик РАН Наумкин Виталий Вячеславович:
“Сегодня об идентичности, о цивилизационной основе государства размышляют не только наши граждане, но и граждане других государств.”
“Вопрос о ценностном совмещении, совмещении православия как основной конфессии для нашей страны, а также ислама как второй по значимости религии показывает, что ценности этих двух религии достаточно близки друг другу. Они дают основания полагать, что вектор объединения может хорошо развиваться по линии межрелигиозного диалога.”
“Важнейшей задачей является укрепление русского языка, в частности и для государств тюркского мира. Она нуждается в принятии очень серьезных системных мер для того, чтобы ситуация развивалась в нужном направлении.”
Заместитель директора по научной работе Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук, доктор юридических наук Мельников Сергей Алексеевич:
“Представители министерства юстиции сказали, что они начнут разработку юридического терминологического аппарата традиционных ценностей. Это нужно сделать, безусловно, потому что в правовую среду явление вводится только тогда, когда оно определено юридически точно.”
“Если говорить о том, как традиционные ценности укореняются в обществе: это происходит когда они воспроизводятся в обществе, попадают в повседневную жизнь и закрепляются в законах или обычаях.”
“Традиции различных слоев населения разные. Это могут быть и профессиональные, и социальные традиции. Традиция (так же как право и моральная нравственность) – это регулятивная система. Одной из задач этой системы является поддержание стабильности в обществе и самоидентификации людей, принадлежащих к одному государству, народу и религии.”
Советник руководителя Федерального агентства по делам национальностей Миакелян Айказ Маисович:
“Во всех протестах западной и центральной Украины участие принимала исключительно молодежь, и к микрофону не подпускали старшее поколение. Мы смотрим восточную часть Украины, где выступления тоже были, но уже реакционно – старшее поколение выходило и призывало сохранить то, что у нас есть. Западные политтехнологи отработали на ценностном, поколенческом разломе.”