Традиционные религии России — православие, ислам, иудаизм и буддизм — сыграли важную роль в формировании российской цивилизации как особого культурно-исторического феномена. Религия является важнейшим фактором цивилизационной интеграции, образуя основу единой духовной культуры, которая способствует консолидации общества. Она формирует социокультурную связь между индивидами, социальными группами и институтами.
Устойчивость данной связи обеспечивает длительное существование цивилизации, которая понимается шире, чем история отдельных политических и государственных образований. Таким образом, духовная культура является важным фактором выживания цивилизации, вокруг которой и группируются политические институты государств. Более того, религиозные институты служат цели поддержания единства, выходящего за пределы формальных границ государств и социальных общностей.
На протяжении всей своей истории Россия являлась многоконфессиональной страной. На территории Руси и после принятия христианства в 988 г. проживали не только славяне-христиане, но и те, кто оставались язычниками. Терпимым было и отношение к язычникам-тюркам, обитавшим у границ Руси или поступавших на службу к киевским князьям.
Отдельно необходимо упомянуть о существовании иудейской общины в Киеве, представленной странствующими купцами-евреями, переселившимися в XI в. из Германии. В отличие от стран Западной Европы и Византийской империи, принудительное крещение евреев под страхом изгнания из мест проживания не практиковалось на Руси, а проведение богослужений не ограничивалось.
Государство Русь активно взаимодействовало с другими народностями, их культурами и религиями. Весьма обширными были контакты с Хазарским каганатом, элита которого придерживалась иудейского вероисповедания, а также с Волжской Булгарией, принявшей ислам в 922 г. и благодаря этому ставшей центром мусульманского культурно-цивилизационного ареала, граничившим с землями Руси. С исламом, как и с иудаизмом, русское духовенство вело богословскую полемику, учитывая при этом общие корни трёх религий, единую традицию монотеизма. При этом в повседневной жизни достаточно широко практиковалась веротерпимость.
Несмотря на всё усиливающуюся роль православной Церкви в политике и общественной жизни государства Русь можно сделать вывод о том, что уже на ранних этапах существования российской цивилизации характерной её чертой стала поликонфессиональность, сосуществование различных религий в противовес насильственному распространению христианства, характерному для стран Западной Европы.
Последующие этапы истории Руси – периоды политической раздробленности, монгольского завоевания, пребывания русских земель под властью Золотой Орды и освобождения от её господства также оказали существенное влияние на развитие русского государства и его религиозную политику, определив, в частности, механизмы интеграции мусульманской знати в состав элиты Русского государства. После развала Золотой Орды на отдельные ханства правители Московской Руси смогли претендовать на роль преемников правителей тюркского государства. В частности, Иван III впервые официально назвал себя царём, включив в свой титул среди прочего наименование «царь Булгарский» в 1487 г. Иван IV Грозный, завоевав Казанское и Астраханское ханства 1552–1556 гг., в свою очередь, объявил себя властителем этих земель и включил их названия в свой титул.
Отдельно необходимо указать на существование института служилых ханов, которые, несмотря на своё вероисповедание, занимали высокое положение в иерархии Московского царства. Татарские царевичи, представители правившей в Орде династии потомков Чингисхана, получали на Руси города в «кормление». Возникали и настоящие мусульманские анклавы, представлявшие собой органические части Русского государства. Самым заметным государственным образованием такого типа являлось Касимовское ханство, существовавшее в 1452–1681 гг. на территории современной Рязанской области. Оно обладало не только административной, но и религиозной автономией.
В имперский период своего развития Россия продолжила формирование механизмов по интеграции этнических сообществ, направленных на сохранение местных порядков, обычаев, систем землевладения, культур и религий. Но контроль за религиозной сферой при этом ужесточался. В первую очередь, это коснулось православной Церкви.
В 1721 г. Пётр I издал Духовный регламент, который ликвидировал институт патриаршества. Последний был заменён Святейшим правительствующим синодом, инкорпорированным в государственную систему. Подчинённый государству Синод обладал административной властью, позволявшей официально толковать те или иные догматы, принимать решения об открытии новых епархий, осуществлять кадровые назначения, бороться с ересями и осуществлять духовную цензуру. К Синоду для надзора за законностью его решений был приставлен светский чиновник – оберпрокурор.
Традиционные верования народов, населявших и вошедших в состав Российской империи на протяжении XVIII–XIX вв., рассматривались властями как легитимные. Иноверцы, попавшие в имперское подданство, имели право на «повсеместное свободное отправление их веры», государство обеспечивало защиту их верований. При этом распространение каких-либо религий, кроме православия, запрещалось.
Важной вехой в истории государственно-конфессиональных отношений стал выход в 1773 г. указа императрицы Екатерины II «О терпимости всех вероисповеданий», который, в частности, расширил возможности строительства мечетей и духовных школ с одобрения гражданских властей. В 1788 г. в Российской империи появился институт мусульманских духовных правлений и собраний, аналога которому не было в истории ислама.
Также в XVIII в. статус официально признанной религии на территории Российской империи получил буддизм.
Несмотря на провозглашение веротерпимости, реализация подобного принципа имела определённые ограничения. Так, переход православных верующих в другую религию был запрещён. Особо строгое наказание накладывалось на тех, кто своими действиями понуждал православных верующих к изменению конфессиональной принадлежности — за подобное деяние следовало лишение всех прав и ссылка в Сибирь или осуждение на исправительные работы. Каждый подданный Российской империи должен был принадлежать к тому или иному вероисповеданию. Вневероисповедное состояние не допускалось.
Изменения в религиозной политике государства стали заметны в начале ХХ в. В разгар первой русской революции 17 апреля 1905 г. был опубликован указ «Об укреплении начал веротерпимости», разрешавший выход из православной Церкви. Временем кардинальной трансформации стал период после Октябрьской революции 1917 года. Был принят ряд правительственных актов, которые лишали религиозные организации функций регистрации гражданских состояний (например, брак). Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (1918) отменял какую-либо поддержку религиозных организаций со стороны государственных структур, лишал эти организации прав на владение собственностью, оставляя за ними лишь право пользования.
Советский период истории России был отмечен повсеместным усилением контроля над религиозными организациями, а в ряде случаев и попытками полного искоренения религиозного мировоззрения, вылившимися в серию антирелигиозных кампаний советского правительства. При этом послабления в религиозной сфере допускались, в первую очередь, из соображений политической конъюнктуры. После начала Великой Отечественной войны религиозные организации СССР заняли патриотическую позицию, всецело поддержали борьбу народов Советского Союза против гитлеровской агрессии, что вызвало положительную реакцию со стороны советского руководства и способствовало временному ослаблению антирелигиозных гонений.
В конце 1950-х – начале 1960-х гг. борьба с религией в СССР вновь усилилась. Она выражалась в активизации идеологической работы среди населения, пропаганде ускоренного движения к коммунистическому обществу, в котором не будет места религии, в административном нажиме на религиозные структуры – закрытии храмов и монастырей, попытках лишить религиозные организации средств к существованию. Подобная борьба велась не только против православия, но также и против ислама, иудаизма и буддизма, чьи религиозные организации и верующие подвергались репрессиям под различными предлогами.
Коренной перелом в государственно-конфессиональных отношениях произошёл в конце 1980-х гг. Знаменательным событием стало празднование в 1988 г. тысячелетия Крещения Руси, которое прошло при поддержке политического руководства страны. 29 апреля 1988 г. патриарх Московский и всея Руси Пимен вместе с членами Синода Русской православной церкви встретились с генеральным секретарём ЦК КПСС М.С. Горбачёвым. Данная встреча символически положила начало серьёзному ослаблению государственного контроля над религиозной сферой.
С распадом советской системы управления после 1991 г. религиозные организации получили невиданные ранее возможности для свободной деятельности, что, в свою очередь, привело к значительному увеличению зарегистрированных религиозных организаций и выходу в публичное пространство многих религиозных групп, с которых были сняты ранее существовавшие ограничения.
Поныне Россия остаётся многоконфессиональной страной, а религиозные объединения традиционно являются одним из наиболее важных институтов гражданского общества. Основной принцип взаимоотношений государства и религиозных объединений закреплён в статье 14 Конституции Российской Федерации, которая гарантирует, что Россия является светским государством, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Основным федеральным законом, регулирующим правовое положение религиозных объединений, является Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях», который, в частности, в своей преамбуле обозначает особую роль православия в истории России, а также указывает на необходимость уважения к христианству, исламу, буддизму, иудаизму и другим религиям, составляющим часть исторического наследия народов России [16].
Характерной чертой современных государственно-конфессиональных отношений является активное взаимодействие религиозных объединений с органами государственной власти федерального и регионального уровня, а также с органами местного самоуправления, к сферам ведения которых относятся конкретные вопросы, значимые для религиозной жизни — регистрация религиозных организаций, выделение земельных участков для строительства культовых сооружений, образовательная деятельность, реставрация религиозных объектов — памятников культуры, возвращение имущества и т. п.
Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций с целью совместного исповедания и распространения веры. Для религиозных организаций существует порядок обязательной регистрации, в то время как религиозные группы могут просто уведомить Министерство юстиции и его региональные органы о начале своей деятельности. При этом религиозные группы не обладают правами юридического лица, что ограничивает возможность их общественной деятельности.
Можно констатировать, что современный этап развития государственно-конфессиональных отношений, характерную черту которого составляет активная деятельность традиционных конфессий по защите духовно-нравственных ценностей российского общества, знаменует важный шаг на пути укрепления взаимосвязи народов и культур в рамках общероссийского единства.
16. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях». URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102049359