Православие в России, в первую очередь, связано с историей Русской православной церкви (РПЦ, другое официальное наименование — Московский патриархат). Это самая крупная по числу верующих автокефальная поместная православная церковь в мире. Возникновение РПЦ исторически связано с крещением Руси в 988 г. князем Владимиром и образованием новой митрополии – Киевской и всея Руси, которая до середины XV в. являлась частью Константинопольского патриархата. С 1448 по 1589 гг. Русская церковь управлялась независимыми митрополитами всея Руси. В 1589 г. Московская митрополия была преобразована в патриархат.
При патриархе Никоне в середине XVII в. была проведена церковная реформа для приведения русской богослужебной практики в соответствие с греческой. Часть верующих не приняли этих изменений, в результате чего в Русской православной церкви возник раскол и образовалось отдельное направление русского православия — старообрядчество.
В 1700 г. царь Пётр I запретил избирать нового патриарха. Для управления церковью в 1721 г. была создана Духовная коллегия, преобразованная затем в Святейший правительствующий синод. Такая система государственного управления церковью просуществовала в России до 1917 г., когда после падения монархии был созван Всероссийский поместный собор (1917–1918). Главным его решением было восстановление патриаршества, первым патриархом был избран Тихон (Белавин).
В январе 1918 г. советской властью был издан декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», которым Церковь лишалась прав юридического лица, собственности и государственного финансирования, а религия становилась частным делом граждан. Вскоре в советской России появилась так называемая Обновленческая церковь, которая отделилась от РПЦ. Эта структура провозгласила необходимость проведения церковных реформ (введение русского языка богослужения, переход на григорианский календарь и др.) и объявила о полной лояльности по отношению к советской власти. Опираясь на поддержку советского руководства, она просуществовала до 1940-х гг.
В 1927 г. временно возглавлявший Русскую церковь в качестве патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) призвал членов Церкви быть лояльными советской власти, а также выдвинул требование к заграничному русскому духовенству о политической лояльности к советскому правительству. Это привело к разрыву отношений с Московской патриархией большинства епископов в эмиграции. В 1921 г. на территории современной Сербии среди русских эмигрантов, покинувших страну вследствие революции и Гражданской войны, возникла Русская православная церковь заграницей (РПЦЗ), которая лишь в 2007 г. воссоединилась с Московским патриархатом.
В 1927 г. временно возглавлявший Русскую церковь в качестве патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) призвал членов Церкви быть лояльными советской власти, а также выдвинул требование к заграничному русскому духовенству о политической лояльности к советскому правительству. Это привело к разрыву отношений с Московской патриархией большинства епископов в эмиграции. В 1921 г. на территории современной Сербии среди русских эмигрантов, покинувших страну вследствие революции и Гражданской войны, возникла Русская православная церковь заграницей (РПЦЗ), которая лишь в 2007 г. воссоединилась с Московским патриархатом.
РПЦ — крупнейшее религиозное объединение в России, на Украине, в Белоруссии, в Молдавии. РПЦ насчитывает 60 митрополий и более 300 епархий. Духовенство включает более 40 тысяч клириков. В Русской церкви 474 мужских монастыря и 498 женских. В странах дальнего зарубежья действуют более тысячи приходов и десятки монастырей Московского патриархата, включая приходы и монастыри Русской зарубежной церкви. В Русской православной церкви более 38 тыс. храмов или иного вида помещений, где совершается богослужение. Каноническая территория РПЦ охватывает территорию бывшего СССР (за исключением Грузии, где издревле существует собственная автокефальная православная церковь). Её структуры действуют также на территории других стран, включая Западную Европу, Китай, Японию, Юго-Восточную Азию, Африку и другие регионы.
Начало контактов государства Русь с Западной церковью относится ко второй половине X в.
В период возвышения Московского государства в XIV–XV вв. московские князья взяли твёрдый курс на изоляцию своих владений от западного религиозного влияния. Флорентийская уния с Римом, заключённая Византией в 1439 г. ради спасения гибнущей империи, была решительно отвергнута великим князем Московским Василием II и духовенством Русской церкви, что стало причиной её перехода к автокефалии.
События Смутного времени (1605–1613), в которых папский Рим принимал самое активное участие, породили неприязненное отношение к Католической церкви, надолго затруднив деятельность католического духовенства в Московском царстве в XVII в. Положение католиков в России становится более благоприятным после петровских реформ: им разрешают строить храмы и учреждать учебные заведения. Со времён разделов польсколитовского государства (Речи Посполитой) и вхождения в состав Российской империи западнорусских областей существовавшая там развитая католическая церковная структура становится основой организации Католической церкви в России. Структуры данной Церкви действовали и в рассеянных по территории империи немецких колониях. К концу XIX в. устанавливаются стабильные дипломатические отношения между Санкт-Петербургом и Ватиканом. Права католиков, как и других неправославных общин, были закреплены и расширены в 1905 г. в соответствии с указом «Об укреплении начал веротерпимости».
После событий октября 1917 г. католики, как и другие христиане в Советской России, были подвергнуты репрессиям. В начале 1990-х гг. (фактически — с установления официальных дипломатических отношений между СССР и Ватиканом в 1989 г.) Католическая церковь получает возможность для действий на территории России и бывших советских республик, что выразилось в учреждении епископий, приходов и католических учебных заведений. В настоящее время количество католиков на территории Российской Федерации оценивается приблизительно — в пределах до 600 тыс. человек (большинство из них — этнические поляки, немцы и представители других народов, исторически исповедующих католицизм). В Ватикане называют цифру в 789 тыс. чел.
Протестантизм – направление западного христианства, возникшее в ходе религиозной Реформации в Европе (начало XVI в.). Протестанты отвергают власть папы римского и в целом церковную иерархию, делают акцент на индивидуализм в делах веры, рациональное толкование религиозного учения. Начальный этап становления протестантизма связан с деятельностью религиозных реформаторов Мартина Лютера и Жана Кальвина, ставших основателями соответственно лютеранской и реформатской конфессий. Особая форма протестантской конфессии сложилась в Англии (англиканство). Впоследствии, в XVIII–XIX в. возникли новые формы протестантизма, отличавшиеся друг от друга различными аспектами вероучения и богослужебной практики – методизм, учение квакеров, баптизм и близкое к нему евангельское христианство, адвентизм, пятидесятничество. Формирование новых направлений (деноминаций) протестантизма продолжается и в наши дни.
Поскольку Россия к началу XVI в. была тесно связана с Европой, проникновение в неё протестантизма началось уже в первые годы Реформации. Первые лютеране появились в Московском царстве в 1520-е гг., англикане — при Иване IV, кальвинисты — в конце XVI в. Это были преимущественно иностранцы, приезжавшие в Россию. В 1860-е гг. в южнороссийских губерниях (во многом под влиянием проживавших здесь немецких колонистов) начал распространяться баптизм, в Петербурге и близлежащих губерниях – евангельское христианство. Позднее в Российской империи появились адвентизм, пятидесятничество и ряд других протестантских деноминаций.
После прихода к власти большевиков протестанты, как и представители других религиозных сообществ, подверглись репрессиям, однако в годы Великой Отечественной войны отношение к ним стало более терпимым. Под контролем властей восстанавливались организационные структуры некоторых деноминаций. В 1945 г. был создан Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов, в котором стали регистрироваться и другие протестанты.
В конце 1980-х — начале 1990-х гг. наблюдалось возрождение и широкое развитие протестантизма в России. Вновь начали действовать практически полностью уничтоженные в советское время реформатство, методизм, «Армия Спасения», Новоапостольская церковь, квакерство и многие другие деноминации. В 1990-х гг. в России активно работали легализованные иностранные миссии протестантов всех направлений. Их деятельность привела к изменению состава церквей за счёт притока новообращённых из традиционно непротестантских семей. К середине 2010-х гг. в России проживало около 3 миллионов протестантов.
На территорию современной Российской Федерации (г. Дербент, современный Дагестан) ислам пришёл ещё в VII в. в ходе арабских завоеваний. В Х в. ислам официально был принят в Волжской Булгарии.
Ислам в России — традиционная религия. В соответствии со сложившимися особенностями развития этого вероучения в России, отечественный ислам отличается наличием региональной специфики (Поволжье, Кавказ, Крым), сильным влиянием обычаев и культуры различных народов на религиозную повседневность и богослужебную практику.
Ислам в России одновременно един и разнообразен: этнокультурная и региональная специфика должны непременно учитываться при рассмотрении религиозной проблематики, связанной с российскими мусульманами. В Российской Федерации проживает немало народов, для которых ислам является традиционной религией: это «титульное» население восьми республик (Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, КабардиноБалкария, Карачаево-Черкесия, Татарстан и Чеченская Республика), крымские татары — часть населения Республики Крым, некоторая часть осетин из Северной Осетии.
Исторически представители народов, традиционно исповедующих ислам, компактно проживают во многих регионах Российской Федерации.
Поскольку Конституция Российской Федерации гарантирует право граждан на свободное перемещение, открывает возможности для внутренней и внешней миграции, значительные массы населения меняют традиционные места проживания. Мусульмане проживают в настоящее время во всех регионах России, их число растёт. Из этого следует, что право российских мусульман свободно исповедовать свою религию должно учитываться органами власти всех субъектов Российской Федерации.
Следует отметить некорректность употребления используемого часто в публицистике понятия «этнические мусульмане». Для исламской доктрины этничность ощутимо второстепенна. Пример осетин показывает, что и для одного народа могут быть традиционными разные религии (ислам и христианство). Кроме того, граждане России в условиях постсоветской религиозной свободы и активно реализуют свои права на свободу совести и свободу вероисповедания, в ряде случаев выходя за рамки исторической традиции.
Иерархически исламские сообщества организованы иначе, чем христианские. В исламе нет церкви как социального института; отсутствует обязательная практика рукоположения в сан, да и самого понятия сана нет. В исламе нет единого главы (такого, как патриархи православных церквей или папа римский).
Тем не менее в ряде стран, в том числе и в России, создана система соподчинённых организаций, базовой единицей которых является отдельный приход-община — махалля, джамаат. Обычно местом встречи участников общины становится молельный дом либо мечеть. Во главе общины конкретной мечети стоит имам-хатыб (духовный наставник, проводящий пятничную молитву), общины объединяются в мухтасибаты (глава — имаммухтасиб), а руководство всеми общинами региона осуществляют муфтияты (глава — муфтий). Такая система была утверждена в России в период правления Екатерины II. Эта система при своём создании учитывала наличие двух центров ислама в Российской империи — Урало-Поволжье и Крым, по мере расширения империи к ним добавился Кавказ.
В советские времена в нашей стране мусульманская община — умма — была разделена по региональному принципу с учётом исторических традиций на духовные управления мусульман Средней Азии и Казахстана, Европейской части СССР и Сибири, Северного Кавказа, Закавказья. После распада Советского Союза этот принцип перестал действовать. В настоящее время на территории одного субъекта Российской Федерации может существовать несколько централизованных религиозных организаций мусульман, входящих в более крупные объединения межрегионального уровня. Вместе с тем по негласной традиции исламские организации Юга России и Крыма действуют только на своей «канонической территории».
В настоящее время в Российской Федерации действуют следующие наиболее крупные централизованные организации мусульман:
а) межрегионального уровня: Центральное духовное управление мусульман России; Духовное управление мусульман (ДУМ) Российской Федерации и Совет муфтиев России; Духовное собрание мусульман России; Координационный центр мусульман Северного Кавказа;
б) регионального уровня: ДУМ Республики Татарстан; ДУМ Республики Дагестан; ДУМ Чеченской Республики; ДУМ Крыма и Севастополя и другие.
Следует отметить, что значительное количество прихожан современных российских мечетей составляют приезжие из постсоветских государств, прежде всего — из стран Средней Азии. Мусульманские приходы организуют активную деятельность по адаптации приезжих, выступают с благотворительными и образовательными инициативами. Именно мечеть часто становится одним из важнейших источников информации о светских правовых аспектах повседневной жизни в России. Если говорить о количестве мусульман в Российской Федерации, то их, по разным подсчётам, от 7 до 13 миллионов (некоторые исследователи называют и более значительное число).
История иудеев на территории современной России восходит ещё ко временам государства Русь. В дореволюционный период большинство иудеев проживало на территории современных Украины, Беларуси и Польши, входивших в то время в состав Российской империи, где они наделялись особым юридическим статусом. Гонения на религию в советские годы коснулись в том числе и иудаизма.
В современной России есть несколько централизованных иудейских организаций, объединяющих представителей различных направлений данной конфессии, а сам иудаизм признан одной из четырёх традиционных религий России. В постсоветский период на территории Российской Федерации активизировалась культурно-религиозная жизнь малых этнических иудейских групп — горских, грузинских, бухарских евреев, у которых имеются собственные общины в Москве. Однако подавляющее большинство (более 90 %) иудеев России относятся к группе ашкеназских евреев, чьи предки исторически проживали в Европе.
Крупнейшими еврейскими религиозными объединениями в Российской Федерации являются Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР) и Федерация еврейских общин России (ФЕОР). КЕРООР объединяет представителей традиционного, ортодоксального иудаизма. ФЕОР представляет религиозное движение хасидов (Хабад Любавич), делающее особый акцент на мистической, эмоциональной связи с Богом. ФЕОР — наиболее крупная и активная иудейская централизованная религиозная организация в России. Общая численность последователей иудаизма в России достигает 1,5 миллионов человек.
Одна из старейших мировых религий — буддизм — за свою долгую историю прошла ряд этапов развития и разделилась на несколько учений. Среди крупнейших можно назвать сложившуюся в V в. н. э. ваджраяну («алмазная колесница»), делающую особый акцент на наличие разработанного богослужебного ритуала, централизованной духовной иерархии лам (священнослужителей). Традиции ваджраяны получили распространение на территории различных регионов Центральной и Южной Азии и Дальнего Востока, прежде всего – Тибета. В XIV–XV вв. здесь сложилась школа Гелуг, связанная, в первую очередь, с традициями монашеского подвижничества. Из Тибета и Монголии учение Гелуг (северный буддизм, именуемый также ламаизмом) пришло в Россию и распространилось здесь в Забайкалье среди бурят и части эвенков. Буддизм является также традиционной религией калмыков, откочевавших в XVII в. из Монголии на территорию Нижнего Поволжья.
Существование буддизма как религии мировой, трансграничной во многом зависит от особенностей международных отношений и в ряде случаев осложнено конфликтами. Подобные конфликты, в частности, связаны с современным статусом Тибета как части Китайской Народной Республики и позицией главы северных буддистов – Далай-Ламы (верховного ламы). Например, Далай-Лама XIV Тендзин Гьяцо из-за конфликта с властями Китая пребывает в изгнании. Посещение верховным ламой различных стран вызывает протесты правительства Китая. Поэтому встречи российских буддистов со своим духовным лидером обычно проходят на территории соседних с Россией государств, как правило, в Прибалтике.
Буддизм, как и большинство других неправославных исповеданий, получил легальный статус на территории Российской империи, узаконившей в XVIII–XIX вв. существование буддийской общины (сангхи), иерархии лам и храмовых комплексов (дацанов). В советское время после периода гонений власти допустили восстановление буддийской иерархии. В 1946 г. было создано Центральное духовное управление буддистов СССР (ЦДУБ). Преемником ЦДУБ в 1997 г. стала Буддийская традиционная сангха России с центром в Забайкалье, объединяющая в основном бурят. Свои организации существуют также у буддистов Тывы и Калмыкии. Помимо сообществ последователей школы Гелуг, в России действуют и представители других школ – в частности, «Российская ассоциация буддистов Алмазного пути традиции Карма Кагью», основанная датским проповедником Оле Нидалом и имеющая более 80 общин на территории нашей страны. Всего в России, по подсчётам религиоведов, насчитывается к настоящему времени около 1 миллиона буддистов.