Российская империя: становление и эволюция

В конце XVII – первой четверти XVIII в. в жизни России произошли кардинальные изменения, глубоко повлиявшие на самосознание российского общества. В результате реформ Петра I произошло массовое заимствование западной культуры, преобразование на западный лад администрации, армии, быта общественных верхов, были созданы военно-морской флот, современная на тот момент индустрия, система учебных заведений. Церковь после отмены патриаршества была подчинена государству, значительно усилилось влияние секулярных (светских) начал в культуре. Россия была объявлена империей. Прежние идеалы религиозного совершенства, благочестия в сознании правящей верхушки в значительной степени заменялись новыми задачами утверждения военного могущества государства, завоевания влиятельного места в ряду европейских держав, проведения преобразований по западному образцу.

Осуществлявшиеся в решающей степени силами самодержавной власти, реформы Петра I стали одним из первых проявлений такой особенности российского государства, как способность к радикальному преобразованию общественного уклада, осуществлению модернизации – т. е. к внедрению новых форм организации экономики, управления, общественной жизни. В дальнейшем феномен преобразований «сверху», в ходе которых деятельность власти приобретала особый размах, а её полномочия нередко становились поистине безграничными, будет не раз повторяться в российской истории.

Как оценить реформы Петра I, то воздействие, которое они оказали на историю России, самосознание российского общества?

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Безусловно, преобразования отвечали давно назревшим потребностям страны. Перед лицом нарастающего натиска с Запада они позволили повысить обороноспособность России (что и было их главной задачей), закрепить её статус как великой державы и тем самым создать условия для плодотворного развития духовной жизни, культуры. Сама эта культура благодаря взаимодействию с достижениями западной общественной мысли и художественного творчества получила мощный стимул для своего развития, стала более многомерной, разнообразной. Преобразования дали стимул сложным процессам социальной и культурной трансформации, одним из результатов которой стал блестящий расцвет русской культуры в XIX в. – поэзия А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, проза Н.В. Гоголя, музыка М.И. Глинки и многое другое. «На реформы Петра русский народ ответил явлением Пушкина», — в этой парадоксальной на первый взгляд фразе революционера и публициста А.И. Герцена отразилось важнейшее значение трансформаций начала XVIII в.

Преданный до самозабвения задачам укрепления российской державы, не щадивший во имя этого своей жизни, Пётр с особой силой выдвинул на первый план идею всеобщего служения государству, которая в принципе и раньше занимала важное место в русском самосознании. Сам царь перед лицом государства рассматривался лишь как первый слуга. «А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе для благосостояния вашего», — эта фраза, произнесённая царём-преобразователем перед началом Полтавской битвы 1709 г., решающего сражения Северной войны со Швецией, как нельзя лучше отражала основы его мировоззрения. 

Известно, что одним из ключевых преобразований императора стало введение в 1722 г. Табели о рангах – документа, определявшего новые принципы государственной службы. Каждый, независимо от знатности, должен был начинать службу с низших чинов и повышаться на основе опыта и реальных заслуг. Сам царь не гнушался простого физического труда, в назидание подданным последовательно проходил всю лестницу чинов. Такой путь в принципе открывал и простолюдинам путь к высоким должностям. Известно немало славных сподвижников Петра из народных низов, самым знаменитым из которых был А.Д. Меншиков. Поскольку реформы были нацелены на заимствование западной культуры, в окружении царя, разумеется, было много иностранцев, значительная часть которых, как и в предыдущие эпохи, находила своё место в жизни России.

Заимствование чужих культурных начал предполагало необходимость пройти длительный период обучения, царь к такому обучению был готов – и поощрение максимально возможного по тем временам распространения образования стало ещё одной яркой приметой реформ конца XVII – первой четверти XVIII в. Своеобразным девизом царствования явилась фраза «Аз есмь в чину учимых и учащих мя требую» (Я учусь и учителей себе требую), выгравированная на кольце, которое носил император. Но как быть, если подданные не хотят или не могут сразу воспринять всего, что им вознамерился преподнести правитель? Здесь главное средство – насилие, и император прибегал к нему чрезвычайно широко, что составляло теневую сторону его правления. Многие указы Петра «жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом», — признавал Пушкин, восхищавшийся царём-преобразователем.

Дворян заставляли проходить образование, переходить на европейскую одежду, менять основы быта. Путём широкого применения принуждения были созданы победоносные армия и флот, выстроены фабрики и заводы, с нуля создана новая столица – Санкт-Петербург – на отдалённой балтийской окраине государства. Крепостное право, сложившееся в России ещё в середине XVII в. (власть помещиков над крестьянами), приобрело при Петре и его преемниках особо жёсткие формы. Резко усилилась бюрократизация государственного аппарата. Многие формы самоуправления, в том числе Земские соборы (которые постепенно перестали созываться ещё до Петра) окончательно ушли в прошлое.

Разумеется, в водовороте обрушившихся на Россию реформ далеко не всё сводилось к принуждению. Сама по себе идея личного участия, личного почина в служении государству в ходе развития положенных в основу петровской государственности принципов неизбежно должна была впоследствии привести к расширению личных свобод. Такое расширение начнёт происходить при преемниках Петра, правда, в основном применительно к верхам общества – дворянству и частично верхушке горожан. Важнейшим шагом на этом пути стало освобождение «благородного сословия» от обязательной государственной службы в 1762 г. в соответствии с Манифестом о вольности дворянства императора Петра III.

За данным актом в 1785 г. при Екатерине II последовали Жалованные грамоты дворянству и городам, вводившие органы сословного дворянского и городского самоуправления. Избираемые «благородным сословием» на местах предводители дворянства получали полномочия отстаивать сословные права перед лицом верховной власти. Провозглашалась неприкосновенность личности дворянина, право судиться судом равных. Закрепление личных прав дворян, их определённой самостоятельности перед лицом государства способствовало формированию очагов независимой от государства умственной, творческой жизни. Складывается первоначально очень узкий, но постепенно расширявшийся круг людей, посвящавших своё время и силы осмыслению общественных проблем, литературе, искусству. Так исподволь готовился расцвет русской культуры и общественной мысли в первой половине XIX в. 

Подобному расцвету способствовал и подъём патриотического самосознания, гордость за успехи русского оружия – мотив, проходящий красной нитью через весь XVIII в.

Наиболее значительными, после Петра, были в этом плане достижения Екатерины II, успехи войск которой, в частности, позволили присоединить к России северное Причерноморье (Новороссию) и Крым, вернуть исторические земли Руси на западе. Победы фельдмаршалов П.И. Румянцева-Задунайского и А.В. Суворова-Рымникского, адмирала Ф.Ф. Ушакова, князя Г.А. Потёмкина и других «Екатерининских орлов» гремели по всему миру и заставляли уважительно относиться к России и её государыне. Осознание причастности к успехам великого государства, занимавшего всё более значительное место на международной арене, до известной степени внутри страны сглаживало остроту социальной розни, связанную с сохранением крепостного права.

Усиление внешнеполитического влияния России рано или поздно должно было столкнуть её с силами западных держав, и моментом такого столкновения стала Отечественная война 1812 года – тяжёлое испытание, выпавшее на долю нашей страны. Против России выступил император Франции Наполеон – один из самых талантливых полководцев в истории человечества, покоривший к 1812 г. большинство европейских государств и двинувший их силы на нашу страну. «Не вся ль Европа тут была? А чья звезда её вела!» — писал о том времени А.С. Пушкин.

Современников поражала драматическая смена колоссальных по значению событий: вторжение в Россию огромной многоплеменной армии; грандиозное Бородинское сражение, в котором русские войска выдержали удар основных сил Наполеона; вынужденный уход русских войск из древней столицы – Москвы – и временный захват её неприятелем. Но как армия Наполеона была войском «двунадесяти языков» (множества народов), так и русская армия объединила в своих рядах все народы, населявшие Россию, которые теперь встали на защиту своего общего Отечества. Русскими войсками, принявшими на себя удар наполеоновских сил, командовали потомок грузинских царей П.И. Багратион и выходец из немецкого рода шотландского происхождения М.Б. Барклай-де-Толли. В Военной галерее Зимнего дворца, запечатлевшей героев той войны, и сегодня рядом с портретами русских генералов можно увидеть портреты множества немецких дворян из Прибалтики — потомков тевтонских рыцарей, князей грузинских и татарских родов, сербов М.А. Милорадовича и Н.И. Депрерадовича, греков С.Х. Ставракова и П.Е. Бенардоса, армянина В.Г. Мадатова и других. 

Наряду с русскими казаками в Отечественной войне особо отличились кавалерийские соединения, состоявшие из татар, башкир и калмыков. Война в итоге закончилась победой России, вступлением русских войск в Париж в 1814 г., ставшим одной из наиболее славных страниц в истории нашей страны. Победа над великим завоевателем, стоявшим во главе фактически всей Европы, естественно, вызвала огромный подъём патриотических настроений в русском обществе, стимулировавший углублённые размышления о путях дальнейшего развития России. Всё более тесное взаимодействие с Европой не могло не ставить вопрос о чертах сходства и различия России с западными странами, причинами этих явлений, о месте нашей страны в мире. Первая половина XIX в. стала временем значительного роста национального самосознания, растущей зрелости общественной мысли, оформления основных её направлений.