Причиной социально-политических конфликтов, всё чаще вспыхивавших на бывших землях Руси, оказавшихся под властью Речи Посполитой, было, как отмечалось выше, неравноправное положение местного восточнославянского православного населения. Это положение осложнялось постоянными попытками обратить православных в католичество. Угроза потери своей идентичности вызвала протест православных, побудила их к совместным действиям, к самоорганизации. Важнейшей формой такой самоорганизации стали православные братства – союзы клириков и мирян, занимавшиеся благотворительной и просветительской деятельностью, поддержкой духовенства. Среди них наиболее крупными и деятельными были основанные в XVI в. братства Львовское, Виленское (в г. Вильно, ныне Вильнюс) и возникшее несколько позднее, в начале XVII в., Киевское.
Поскольку прямо принудить к переходу в католицизм сотни тысяч православных жителей западнорусских земель было невозможно, для их подчинения Риму был использован более изощрённый сценарий. Епископов православной Киевской митрополии (почти все они были выходцами из шляхты, т. е. местного дворянства) путём разного рода манёвров удалось склонить к заключению религиозной унии. Она была подписана в 1596 г. в г. Бресте. Согласно унии, Православная церковь в Речи Посполитой подчинилась папе римскому, приняла католическое вероучение, но формально сохранила при этом восточный обряд богослужения (такая форма католицизма именуется униатством, или греко-католичеством).
Обращением православного населения в униатство власти Речи Посполитой рассчитывали укрепить духовное и идеологическое единство государства, однако результаты оказались противоположны ожидаемым. Большинство православного духовенства, братчиков и простых верующих отказались принимать унию. Униатство приходилось насаждать в западнорусских землях Речи Посполитой насильственным путём. Плодом Брестской унии стали новые распри и насилие на религиозной почве, которые значительно ослабили польско-литовское государство.
Важнейшим проявлением данных распрей в середине XVII в. стало восстание казачества и всего народа Малороссии под руководством казацкого гетмана Богдана Хмельницкого. Понимая, что в одиночку им с Речью Посполитой не справиться, восставшие обратились за помощью к единоверному Московскому государству. После длительных раздумий в Москве решили принять малороссов «под высокую руку» царя. Данная мера соответствовала настроениям большинства населения Малороссии, особенно — народных низов. Она была подтверждена на Раде (совете) казачества в г. Переяславле в 1654 г., закреплена присягой, которую население принесло царским властям. Однако часть верхов малороссийского общества (казачьей старшины) продолжали считать привлекательными социальные привилегии, которыми они пользовались в Речи Посполитой. В среде верхов малороссийского общества произошёл раскол, который привел к кровопролитной гражданской войне (известной в истории Украины как Руина).
По итогам данных столкновений, а также войны, которую российское государство вело против Речи Посполитой, в состав России в 1667 г. вошли земли по левому берегу Днепра с Киевом. Основная часть Белоруссии, Галиция и Волынь остались в составе польско-литовского государства. Усилилось различие в самосознании восточной и западной частей малороссийского (украинского) населения. Тем не менее события середины – второй половины XVII в. имели большое историческое значение. Они способствовали укреплению российского государства, усилению связей между русскими и малороссами (украинцами). Закреплению духовных связей способствовало и то, что в 1686 г. Киевская митрополия, с середины XV в. входившая в состав Константинопольского патриархата, перешла в юрисдикцию патриарха Московского и всея Руси.
В ходе многочисленных контактов усиливалось межкультурное взаимодействие, возникали территории со смешанным населением, уклад которых отражал влияние разных регионов. Одной из таких территорий, как отмечалось выше, стала во второй половине XVIII в. Новороссия. Зоной активного межкультурного взаимодействия была и так называемая Слободская Украина (земли нынешних Харьковской и Белгородской областей, части Сумской и Воронежской областей) – территория российского государства, куда в годы Руины массово переселялись малороссы и где сложились диалекты, соединявшие элементы русского и украинского языков.
Включив в состав Московского государства Малороссию, российские власти сохранили её широкую автономию – традиционное казацкое самоуправление, особенности местных судебных и административных порядков, выборность властей во главе с гетманом. Однако часть казацкой верхушки продолжала ориентироваться на запад. Тяжёлым ударом по автономии Малороссии стала измена гетмана Ивана Мазепы во время Северной войны России со Швецией в начале XVIII в.
После этого права выборных властей постепенно стали ограничиваться, а в 1764 г. гетманство было упразднено. Тем не менее высокий социальный статус малороссийской верхушки был сохранён, и многие её представители со славой служили российскому государству. В их числе — президент Императорской Академии наук граф К.Г. Разумовский, возглавлявший внешнюю политику Российской империи канцлер князь А.А. Безбородко, граф П.В. Завадовский, ставший первым министром народного просвещения Российской империи, выдающийся полководец генерал И.В. Гудович, крупный государственный деятель, сподвижник императора Александра I князь В.П. Кочубей [17] и многие другие.
17. Правнук одного из представителей казацкой верхушки В.Л. Кочубея, пытавшегося разоблачить предательство Мазепы и казненного им за это.