Смута была порождена сложным комплексом причин – внутри- и внешнеполитических, экономических, социальных, но непосредственным толчком для начала кризиса стало пресечение в 1598 г. правящей династии потомков Ивана Калиты. В 1598 г. сын Ивана Грозного царь Фёдор Иванович скончался бездетным. Сложившаяся после смерти царя Фёдора ситуация и последующие события ярко выявили особенности отношения народа Московского государства к царской власти. В качестве правителя могли признать только «истинного», «праведного» царя, о котором точно было бы известно, что он занимает престол по праву. Начались упорные поиски такого царя. В главе государства видели не просто правителя, но и носителя высшей истины, во многом – духовного вождя народа.
Подобное отношение к царской власти помешало народным массам, да и всем слоям населения, признать истинным царем Бориса Годунова, шурина Фёдора Ивановича, взошедшего на престол после его смерти. Ходили слухи, что ещё в правление Фёдора он организовал убийство младшего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, дабы неправедным путём расчистить себе путь к власти. И хотя никаких доказательств причастности Бориса к смерти Дмитрия ни тогда, ни впоследствии не было найдено, народ упорно считал таинственную гибель царевича «грехом» Годунова. В этих условиях, когда на западных рубежах Московского государства появился прибывшей из Речи Посполитой самозванец, объявивший себя чудесно спасшимся царевичем Дмитрием, войска, правящая верхушка, а затем и массы населения перешли на его сторону.
После скоропостижной смерти Бориса и убийства его сына Фёдора самозванец (вошедший в историю как Лжедмитрий I) воцарился в Москве, однако вскоре народ стал замечать и за ним признаки неправедного поведения – в частности, попытки распространять при поддержке Речи Посполитой католичество. Лжедмитрий I был свергнут и убит, после чего Смута развернулась в полную силу. Претенденты на престол (Лжедмитрий II и множество других самозванцев) сменяли друг друга с нарастающей быстротой, народ пребывал в растерянности. В нарастающем хаосе на престоле попытался утвердиться ставленник боярской аристократии, потомок суздальских князей Василий Шуйский. Однако народ не принял царя, опиравшегося на узкий круг боярской верхушки.
Постепенно по мере развития Смуты в ней всё более активно стали участвовать соседние государства. Северные земли захватили шведские войска, приглашённые в Россию Шуйским для борьбы с самозванцами. Речь Посполитая, изначально косвенным образом (путём поддержки самозванцев) участвовавшая в событиях Смуты, развернула открытую агрессию против России. Московские бояре, разочаровавшись в Шуйском, свергли его, пригласили на престол польского королевича и допустили в Москву польский гарнизон, после чего над страной нависла реальная угроза утраты независимости. В этих условиях спасением для страны стал патриотический подъём, охвативший широкие слои населения, выявивший в критический момент способность общества к самоорганизации.
По инициативе нижегородского купца Кузьмы Минина было сформировано народное ополчение, которое возглавил князь Дмитрий Пожарский. В состав ополчения вошли не только русские, но и представители множества других народов, населяющих Россию. В числе других откликнулись на призыв к освобождению Москвы татары-мусульмане, многие из которых уже спустя полвека после присоединения Казани к Московскому царству воспринимали его как своё государство и были готовы отстаивать его от иноземных захватчиков.
Церковь, ранее не раз поддерживавшая борьбу за национальное освобождение, сыграла огромную роль и в событиях Смуты. Героической страницей истории стала оборона Троице-Сергиева монастыря от войск интервентов и Лжедмитрия II, которая не позволила противнику замкнуть кольцо блокады вокруг столицы. Когда бояре, свергнувшие Шуйского, пригласили на русский престол польского королевича, глава Церкви патриарх Гермоген настойчиво требовал принятия королевичем православия, протестовал против введения в Москву польского гарнизона. Впоследствии, уже будучи заточён в тюрьму, он послал благословение народному ополчению, собравшемуся, чтобы освободить столицу. В итоге борьба закончилась победой патриотических сил. 22 октября 1612 г. ополченцы торжественно вступили в освобождённый Китай-город, неся перед собой чудотворную Казанскую икону Божией Матери.
Церковь и сословия русского общества в лице Земских соборов продолжали играть значительную роль в жизни Московского государства и после преодоления Смуты. В начале 1613 г. на престол всенародно был избран новый царь. Им стал юный Михаил Фёдорович Романов, положивший начало новой царской династии, которая будет править Россией до 1917 г. Отец юного царя, глава Церкви патриарх Филарет (в миру боярин Фёдор Никитич Романов) выступал помощником и фактически соправителем своего сына в первые годы его правления. Это обстоятельство способствовало укреплению союза Церкви и государства. Важнейшей опорой государственной власти стали Земские соборы, которые в первые годы после Смуты собирались особенно часто и работали в некоторых случаях в продолжение нескольких лет.
Постепенно восстанавливаясь после Смуты, Российское государство укрепляло свои позиции на международной арене. В ходе международных контактов нельзя было не обращать внимания на появлявшиеся в зарубежных странах научные, военные, технические новшества. Использование этих новшеств было остро необходимо для усиления обороны государства. В Россию по мере укрепления её позиций и восстановления экономики приглашается всё больше специалистов из европейских стран – военных, учёных, техников, инженеров. Многие из них находили в нашей стране свою вторую Родину. Здесь также сказалась важнейшая особенность духовной жизни, самосознания России – способность принимать, адаптировать к свой жизни, интегрировать в неё людей самых разных культур и этнического происхождения. Славный след в российской истории оставили шотландецкатолик генерал Патрик Гордон и протестанты Брюсы, также прибывшие из Шотландии, где их предки некогда занимали королевский престол; принявшие православие голландцы Виниусы, шотландцы Гамильтоны, ставшие в России дворянами Хомутовыми, и многие другие.
Россия в середине и второй половине XVII в. всё в большей степени открывалась окружающему миру, вступала в контакт с зарубежными странами и народами. Процесс этот, неизбежный и позитивный в своей основе, имел в то же время и неоднозначные последствия. Одним из них стал раскол Русской церкви. Властный патриарх Никон, возглавивший Церковь при сыне царя Михаила Фёдоровича, Алексее Михайловиче, задумал изменить церковные обряды по образцу, принятому у греков (в бывших владениях Византии).
С точки зрения Никона, подобная реформа нужна была для усиления влияния Русской церкви, закрепления роли Российского государства как покровителя всех православных народов. Однако данная мера вступала в противоречие с глубоко укоренившимся в сознании многих русских людей мироощущением, восходившим к концепции «Москва – третий Рим» – представлениями о том, что Россия является единственной в мире хранительницей правильной веры. Поэтому никакие, даже внешние, сугубо обрядовые изменения в её церковном укладе считались недопустимыми. В подобных воззрениях ярко отразились максимализм, предельность устремлений, присущие русскому религиозному сознанию.
Церковная реформа Никона, проводившаяся резкими, авторитарными методами, привела к тяжёлым последствиям. Значительная часть верующих отказалась признать нововведения, что вызвало раскол в Церкви. Возникло движение людей, державшихся старых порядков – старообрядцев, или, как их называли в официальной Церкви, раскольников. Спасаясь от преследований, многие старообрядцы бежали в отдалённые земли – на север, в Сибирь, создавали там свои поселения, нередко становившиеся процветающими центрами хозяйства. В общинах старообрядцев было развито самоуправление, широко развита грамотность. Движение старообрядцев во многом явилось отражением такой черты русского национального характера, как вольнолюбие, стремление к независимости. Однако по позициям Церкви события середины XVII в., безусловно, нанесли серьёзный удар. Тем не менее, при всех противоречиях и конфликтах, сопровождавших сближение Московского государства с окружающим миром, сам этот процесс уже принял необратимый характер.
Позиции России усиливались, она обретала всё больший авторитет у сопредельных народов. Наглядным проявлением данной тенденции явилось включение малороссийских (украинских) земель в состав Российского государства.